0
1474
Газета Образование Печатная версия

19.02.2025 18:48:00

Эмпатия – это не просто сочувствие

В государственном образовательном стандарте уже прописано, что нужно ребенку для жизни

Тэги: фгос, эмоциональный интеллект, эмпатия, рлпстичность, манипуляции, новая психология, виртуальный мир, художественная литература


фгос, эмоциональный интеллект, эмпатия, рлпстичность, манипуляции, новая психология, виртуальный мир, художественная литература Важно корректно развивать способность к эмпатии у ребенка, а не учить его психологическим манипуляциям. Фото РИА Новости

Зачем в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения упомянут эмоциональный интеллект и почему это самая «модная» тема образовательной повестки – обсудили президент РАО, академик Ольга Васильева и доктор психологических наук, профессор Светлана Минюрова. Интересно рассмотреть некоторые тезисы из этой беседы.

С одной стороны, призыв к развитию эмоционального интеллекта у школьников более или менее понятен. Дети перестали или существенно сократили по крайней мере чтение художественной литературы. Они стали меньше общаться как между собой, так и со взрослыми. Между ними встал виртуальный мир, и уходить этот мир никуда не собирается.

С другой стороны, массивное наступление «новой психологии», не опирающейся на классическую психологию и физиологию детей, бесконечные советы «гуру» и «прокачки» в лентах социальных сетей уже начинают вызывать вполне причинное беспокойство. И это проскальзывает даже в федеральных госстандартах.

Скажем, к концу обучения в основной школе по части формирования эмоционального интеллекта у обучающихся должны быть сформированы определенные способности, сообщает нам ФГОС. В частности, такие как «способность различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций».

«Учить управлять чужими эмоциями»... Где-то мы уже об этом слышали, не так ли? Да, так и есть, в менеджменте есть такой раздел, как психология управления, где рассматриваются в том числе и манипулятивные методики управления.

Дело в том, отмечает Светлана Минюрова, как корректно развивать эту способность у ребенка, чтобы способствовать его эмоциональному развитию, а не научить манипуляциям. Интеллект – понятие сложное. В самом широком понимании он обозначает способность успешно справляться с ежедневными жизненными вызовами. Тот интеллект, что измеряют показателем IQ, отвечает за когнитивные способности, логическое мышление, планирование, генерацию идей, выстраивание причинно-следственных связей и т.д.

Но в начале ХХ века ученые посчитали, что одного ума для успешной жизни недостаточно, и ввели такое понятие, как «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность человека эффективно общаться с другими людьми. А ближе к концу прошлого века ученые заговорили об эмоциональном интеллекте – как умении распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Если уж совсем точно, термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1964 году в работе Майкла Белдока, а в 1990 году Джон Майер и Питер Саловей подробно описали это понятие как разновидность социального интеллекта. Обсуждая эмоциональный интеллект, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей.

Первая – это восприятие эмоций (способность распознавать эмоции, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке и т.д.). Вторая – обогащение мыслей эмоциями, что означает умение учитывать эмоциональную информацию в процессах мышления. Третья область – понимание эмоций и возможность усвоить эмоциональную информацию из окружающего мира. Четвертая – управление эмоциями, предполагающее овладение набором навыков, которые позволяют использовать эмоции и эмоциональную информацию для развития своей личности и отношений с другими. Также важным в дискурсе об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия».

Заметим, что слово «эмпатия» вошло сегодня в моду. При этом слово большинству населения зачастую не совсем понятно. Что это? Сочувствие или, может, сострадание? Ни то, ни другое, отвечает Светлана Минюрова.

Сочувствие – это самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому – тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание – обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. А вот эмпатия – это когда человек способен почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он сам бы ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой.

Сегодня широко распространена девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, которую разработали греческие ученые Атанасиос Дригас и Кара Папуци в 2018 году. Это самое популярное изложение сложной теории. Модель включает в себя навыки из разных областей, относящихся к эмоциональному интеллекту, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта. Или, наоборот, мешать этому.

А что будет важным для развития ребенка через 20 лет? «Через 20 лет, вполне возможно, приветствовать будут другие навыки, которые сегодня психологи называют «пластичными», – отмечает Светлана Минюрова. Пластичность – это способность адаптироваться и изменяться в ответ на новые условия и опыт. Это нечто большее, чем просто способность к изменениям. Это основа для роста, развития и улучшения как личностного, так и профессионального.

Что будет отнесено к таким навыкам в будущем? Возможно, «прокачивать» начнут внимание, память и воображение. Возможно, развивать некие «адаптивные» навыки, включающие умение справляться с трудностями, умение общаться. Возможно, вновь обратят внимание на ориентацию в пространстве. Ведь иммерсивное пространство заменяет сегодня двигательную активность, люди массово привыкли пользоваться навигаторами на смартфонах.

Возможно, станут важными ремесла – как способ развития мелкой моторики пальцев. Кто знает? В будущем как раз это может стать тем, что известный отечественный ученый-психолог Александр Запорожец называл амплификацией – обогащением или углублением детского развития, которое необходимо для его разностороннего воспитания. 


Читайте также


Судебные протоколы поручат искусственному разуму

Судебные протоколы поручат искусственному разуму

Екатерина Трифонова

Участникам процессов придется перепроверять расшифровки из нейросетей

0
2350

Другие новости