Важно корректно развивать способность к эмпатии у ребенка, а не учить его психологическим манипуляциям. Фото РИА Новости
Зачем в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения упомянут эмоциональный интеллект и почему это самая «модная» тема образовательной повестки – обсудили президент РАО, академик Ольга Васильева и доктор психологических наук, профессор Светлана Минюрова. Интересно рассмотреть некоторые тезисы из этой беседы.
С одной стороны, призыв к развитию эмоционального интеллекта у школьников более или менее понятен. Дети перестали или существенно сократили по крайней мере чтение художественной литературы. Они стали меньше общаться как между собой, так и со взрослыми. Между ними встал виртуальный мир, и уходить этот мир никуда не собирается.
С другой стороны, массивное наступление «новой психологии», не опирающейся на классическую психологию и физиологию детей, бесконечные советы «гуру» и «прокачки» в лентах социальных сетей уже начинают вызывать вполне причинное беспокойство. И это проскальзывает даже в федеральных госстандартах.
Скажем, к концу обучения в основной школе по части формирования эмоционального интеллекта у обучающихся должны быть сформированы определенные способности, сообщает нам ФГОС. В частности, такие как «способность различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций».
«Учить управлять чужими эмоциями»... Где-то мы уже об этом слышали, не так ли? Да, так и есть, в менеджменте есть такой раздел, как психология управления, где рассматриваются в том числе и манипулятивные методики управления.
Дело в том, отмечает Светлана Минюрова, как корректно развивать эту способность у ребенка, чтобы способствовать его эмоциональному развитию, а не научить манипуляциям. Интеллект – понятие сложное. В самом широком понимании он обозначает способность успешно справляться с ежедневными жизненными вызовами. Тот интеллект, что измеряют показателем IQ, отвечает за когнитивные способности, логическое мышление, планирование, генерацию идей, выстраивание причинно-следственных связей и т.д.
Но в начале ХХ века ученые посчитали, что одного ума для успешной жизни недостаточно, и ввели такое понятие, как «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность человека эффективно общаться с другими людьми. А ближе к концу прошлого века ученые заговорили об эмоциональном интеллекте – как умении распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Если уж совсем точно, термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1964 году в работе Майкла Белдока, а в 1990 году Джон Майер и Питер Саловей подробно описали это понятие как разновидность социального интеллекта. Обсуждая эмоциональный интеллект, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей.
Первая – это восприятие эмоций (способность распознавать эмоции, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке и т.д.). Вторая – обогащение мыслей эмоциями, что означает умение учитывать эмоциональную информацию в процессах мышления. Третья область – понимание эмоций и возможность усвоить эмоциональную информацию из окружающего мира. Четвертая – управление эмоциями, предполагающее овладение набором навыков, которые позволяют использовать эмоции и эмоциональную информацию для развития своей личности и отношений с другими. Также важным в дискурсе об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия».
Заметим, что слово «эмпатия» вошло сегодня в моду. При этом слово большинству населения зачастую не совсем понятно. Что это? Сочувствие или, может, сострадание? Ни то, ни другое, отвечает Светлана Минюрова.
Сочувствие – это самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому – тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание – обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. А вот эмпатия – это когда человек способен почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он сам бы ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой.
Сегодня широко распространена девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, которую разработали греческие ученые Атанасиос Дригас и Кара Папуци в 2018 году. Это самое популярное изложение сложной теории. Модель включает в себя навыки из разных областей, относящихся к эмоциональному интеллекту, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта. Или, наоборот, мешать этому.
А что будет важным для развития ребенка через 20 лет? «Через 20 лет, вполне возможно, приветствовать будут другие навыки, которые сегодня психологи называют «пластичными», – отмечает Светлана Минюрова. Пластичность – это способность адаптироваться и изменяться в ответ на новые условия и опыт. Это нечто большее, чем просто способность к изменениям. Это основа для роста, развития и улучшения как личностного, так и профессионального.
Что будет отнесено к таким навыкам в будущем? Возможно, «прокачивать» начнут внимание, память и воображение. Возможно, развивать некие «адаптивные» навыки, включающие умение справляться с трудностями, умение общаться. Возможно, вновь обратят внимание на ориентацию в пространстве. Ведь иммерсивное пространство заменяет сегодня двигательную активность, люди массово привыкли пользоваться навигаторами на смартфонах.
Возможно, станут важными ремесла – как способ развития мелкой моторики пальцев. Кто знает? В будущем как раз это может стать тем, что известный отечественный ученый-психолог Александр Запорожец называл амплификацией – обогащением или углублением детского развития, которое необходимо для его разностороннего воспитания.