0
201
Газета Образование Печатная версия

05.02.2025 18:03:00

Одаренность ребенка до сих пор необъясненный феномен

Ученые предпочитают осторожно высказываться о детской гениальности

Тэги: талантливые дети, детская гениальность, одаренность ребенка, феномен, соцопрос, вциом


талантливые дети, детская гениальность, одаренность ребенка, феномен, соцопрос, вциом Главное в работе с детьми – придумать метод, чтобы раскрыть их индивидуальные природные задатки и заставить эти задатки продуктивно реализоваться. Фото агентства «Москва»

Каждый нормальный родитель считает своего ребенка особенным, как минимум – талантливым. Многие пытаются определить степень этой одаренности с помощью тестов, чтобы сознательно подойти к теме воспитания таланта. А есть те, которые считают, что вырастет ребенок – сам разберется, к чему у него лежит душа и в чем его талант.

Несколько лет назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) поинтересовался мнением россиян на тему, каких детей они считают одаренными. Социологи констатировали, что в обществе не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными. Так, например, 41% опрошенных утверждали, что это те дети, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества и таланты, а 38% придерживались того мнения, что это дети, чьи способности целенаправленно и усиленно развивались родителями и педагогами. 12% респондентов посчитали, что одаренными детьми можно назвать тех, кому повезло в жизни и их способности случайно заметили окружающие.

Любопытно здесь то, как респонденты отозвались о жизни талантливых детей во взрослом возрасте. Большинство посчитали, что в современной России одаренные дети со временем становятся обычными, среднестатистическими, если можно так сказать, гражданами. Поэтому учителя, тренеры и другие педагоги должны относиться к одаренным детям так же, как ко всем остальным. Только треть опрошенных посчитали, что отношение к таким детям должно быть особенное. И большинство ответили, что одаренному ребенку трудно найти общий язык со сверстниками.

И это любопытный момент: быть одаренным – равно быть несчастным. Ведь мы все очень хорошо понимаем, что такое – не уметь найти место в компании сверстников. В общем, детская одаренность – феномен, в котором еще разбираться и разбираться.

Известный как разработчик системы интенсивного обучения одаренных детей, директор Института психологии РАН академик Дмитрий Ушаков предпочитает говорить не об одаренных детях, а о детской одаренности. В его понимании называть кого-то из детей одаренным, а кого-то – нет довольно опасно. Назвать юного человека талантливым не совсем правильно. Талантливый – это тот, кто создает нечто культурно ценное. А одаренность – это потенциал.

Секрет того, как одаренный ребенок становится успешным взрослым, академику Ушакову подсказал знаменитый шахматист, патриарх советской шахматной школы Михаил Ботвинник. Однажды в разговоре он заметил, что в 15 лет играл сильнее всех в мире, потому что придумал метод. Это позволило ученому сделать вывод, что у человека есть определенные заданные свойства и нужно придумать метод, каким образом заставить эти свойства продуктивно работать. Причем метод должен оказаться исторически значимым в данный момент.

В своих трудах Ушаков отмечал, что в среднем интеллект у детей тем выше, чем старше их родители. Кроме того, интеллект выше в семьях, где меньше детей, с порядковым номером рождения ребенка интеллект убывает. В многодетных семьях интеллект имеет тенденцию заметно понижаться при сокращении интервалов между рождением детей. В семьях с высоким образовательным и экономическим статусом интеллект детей выше и перечисленные выше феномены менее выражены.

При этом ученый отмечает интересный парадокс: «…Родители с высоким образовательным статусом чаще недооценивают одаренность своих детей, а родители с низким образовательным статусом ее часто переоценивают». Успехи в средней школе и результаты школьных тестов являются лучшими ориентирами для построения прогнозов достижений в высшей школе. «Другие факторы: интересы, мотивация, самооценка – сами по себе имеют низкую предсказательную ценность», – подчеркивает Дмитрий Ушаков.

Еще в 1909 году биолог Фредерик Вудз предложил специальный метод исследования выдающихся людей. Созданная им наука, историометрика (клиометрия), должна была сыграть особую роль в изучении гениальности. Он предложил прослеживать жизнь выдающихся людей от детских лет до зрелости и таким образом обнаруживать закономерности и взаимосвязи в их становлении. Основной упор в историометрике предполагалось делать на количественных методах оценки. Детали биографии, документальные свидетельства тщательно переводились на язык цифр. И хотя историометрика не получила признания как самостоятельная отрасль знаний, ученых заинтересовали описания специфических характеристик, свойственных выдающимся людям. А в психологии одаренности и творчества они получили широкое распространение.

Как отмечает академик Российской академии образования Александр Савенков, изучение биографий выдающихся творцов позволило выделить следующие характеристики: 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться; 75% выдающихся людей рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны; почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям; 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. В целом они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

«Хорошо известно, что судьба наделяет людей талантом и интеллектом. Согласно закону «нормального распределения» Гаусса, этот подарок с одинаковой вероятностью может достаться любому, – отмечает Александр Савенков. – Например, распределение богатства обычно следует закону Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Поэтому 80% всех материальных благ в обществе принадлежат 20% населения, а оставшиеся 20% капитала делят между собой 80% граждан». В реальности этот разрыв значительно больше, заявляет ученый. Восемь лидеров списка «Форбс» обладают тем же капиталом, что и 3,6 млрд наименее обеспеченных людей, составляющих половину человечества.

Мировой педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса, замечает Александр Савенков. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет.  


Читайте также


В Абхазии ждут появления третьей политической силы

В Абхазии ждут появления третьей политической силы

Игорь Селезнёв

Жители непризнанной республики страдают из-за борьбы кандидатов в президенты

0
5238
В КПРФ займутся повышением престижа партии

В КПРФ займутся повышением престижа партии

Дарья Гармоненко

Официальная социология закрепила левых на третьем месте электорального рейтинга

0
2483
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
4662
О школьных исторических знаниях россиян

О школьных исторических знаниях россиян

Память современного общества горизонтальна, а не вертикальна

0
9561

Другие новости