0
231
Газета Образование Печатная версия

22.01.2025 18:18:00

Девятиклассников ставят в условия жесткого выбора

Облегчение условий итоговой аттестации способно спровоцировать усиление социального неравенства

Тэги: школа, девятиклассники огэ, сокращение числа экзаменов, законопроект


школа, девятиклассники огэ, сокращение числа экзаменов, законопроект Сокращение числа экзаменов на ОГЭ отнюдь не уменьшает проблем для школьников и их родителей. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru

В Рособрнадзоре в целом поддерживают законопроект, в котором предлагается оставить для выпускников 9-х классов, не планирующих продолжать учебу в старшей школе, только два экзамена, заявили в Рособрнадзоре.

Напомним, несколькими днями ранее в Госдуму РФ внесли законопроект, которым предлагают снизить число обязательных к сдаче учебных предметов на основном государственном экзамене (ОГЭ). Этот экзамен проводится для учащихся по окончании 9-го класса. Законопроектом предлагается сократить число экзаменов по ОГЭ до двух: русский язык и математика. Школьники, которые сдадут эти экзамены, будут признаваться успешно прошедшими государственную итоговую аттестацию. Такой порядок предлагается ввести пока экспериментально и только в нескольких пилотных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также в Северной Осетии.

Чем может быть вызвана эта новация? Как объясняла пресс-служба Рособрнадзора, законопроект предусматривает достаточно большую самостоятельность регионов, потому что в каждом субъекте России ситуация складывается по-разному, в том числе в части потребности на рынке труда. «При этом обращаем внимание, что для зачисления в 10-й класс и для приема в СПО законопроектом предусмотрены различающиеся требования. Таким образом, будущему выпускнику нужно заранее обдумать, какую дальнейшую образовательную траекторию он для себя видит как наиболее желаемую», – приводит агентство Интерфакс объяснение пресс-службы Рособрнадзора. То есть хочет ли школьник продолжить обучение в 10-м классе или собирается подать документы для приема в учреждение среднего специального образования (СПО), то есть в техникумы и колледжи.

Уточнение важное... Сегодня выпускники 9-х классов сдают «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку и ОГЭ по четырем предметам – двум обязательным и двум по выбору. Среди предметов по выбору – физика, химия, биология, литература, география, история, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание и иностранные языки – английский, французский, немецкий и испанский. В техникумы и колледжи выпускники 9-х классов поступают по конкурсу на основе среднего балла аттестата об образовании, результаты ОГЭ при поступлении не рассматриваются.

Еще один важный момент: серьезные материальные средства тратятся на подготовку и проведение ОГЭ, а его результаты не учитываются при поступлении в средние специальные учебные заведения...

Поэтому в ОГЭ нужно оставить только те учебные предметы, которые «относятся к числу обязательных для прохождения государственной итоговой аттестации и с достаточностью минимального количества баллов». Чтобы ученик мог получить аттестат, а государство – прием в средние специальные учебные заведения (ссуз).

Согласно законопроекту, предлагается также отдельно определять количество бюджетных мест в колледжах и техникумах для местных абитуриентов и отдельно – для выпускников, которые приехали из других регионов. Дело в том, что если увеличивается количество поступающих (а именно это предполагается), то это автоматически влияет на конкурсный отбор в ссузы. Растет спрос, растет коммерческий интерес этих учебных заведений, увеличивается количество платных ссузов, растет плата за обучение. В прошлом году глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявлял: «Сейчас конкурс в некоторые техникумы выше, чем в высшие учебные заведения». И в них, повторим, вкладываются большие средства...

Итак, новый законопроект как бы убивает для государства, ссузов и школ сразу несколько зайцев: увеличивает прием в ссузы, в том числе и на коммерческой основе (колледжам и техникумам надо развиваться, а значит, им нужно зарабатывать), тем самым помогает притоку кадров в экономику (молодые люди быстрее выходят на рынок труда) и без хлопот освобождает школу от балласта (ведь школьникам нет пути назад, если они вдруг передумают и захотят пойти в 10-й класс).

Выигрывают ли от этого учителя? Едва ли. У подростков может пропасть мотивация учиться. Ее в принципе и сейчас почти нет, но дело может еще усугубиться. Выигрывает ли от этого ученик? Тоже сложно дать однозначный ответ. У школьника нет времени на раскачку. Если до 9-го класса он учился без особого энтузиазма и соответственно школу его результаты не удовлетворяли, то он может потерять многое еще на старте дальнейшей карьеры. Не секрет, что большинство учеников серьезно берется за ум, чтобы целиком окунуться в школьный процесс, только в старшей школе. Именно в 10–11-х классах начинается мощная психологическая атака на школьника в плане его мотивации сдать достойно ЕГЭ.

Ну и самое главное. Новый законопроект усилит социальное неравенство. Старшая школа станет школой для избранных. Сегрегацию уже обусловливают новые учебные программы, объявляющие школьного учителя «навигатором» в мире знаний. Учитель, согласно этой концепции, не учит в традиционном смысле этого слова, он фактически перекладывает этот процесс на репетитора и родителя. Причем начиная уже с начальной школы. На урок к нему должен приходить подготовленный ученик.

Инициатива, конечно, может снизить нагрузку и помочь детям сосредоточиться на основных предметах – русском языке и математике, которые являются базовыми. Но ограничение количества предметов для сдачи экзаменов после 9-го класса, увы, вполне может привести и к снижению общего уровня образования. Есть, конечно, вариант, что ссузы – вдруг! – усилят академическую составляющую учебного процесса. Но к этому они явно пока не готовы. По крайней мере в массовом порядке. 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1222
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
1430
Регуляторные контракты ускорят газификацию

Регуляторные контракты ускорят газификацию

Борис Николаев

В каждом регионе создается единый центр ответственности за энергоснабжение

0
1931
Законы педагогического общения – это не прихоть

Законы педагогического общения – это не прихоть

Наталья Савицкая

Учителю надо "погрузить" детей в ситуацию, в которой они осознали бы необходимость того или иного правила

0
4758

Другие новости