Сокращение числа экзаменов на ОГЭ отнюдь не уменьшает проблем для школьников и их родителей. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru
В Рособрнадзоре в целом поддерживают законопроект, в котором предлагается оставить для выпускников 9-х классов, не планирующих продолжать учебу в старшей школе, только два экзамена, заявили в Рособрнадзоре.
Напомним, несколькими днями ранее в Госдуму РФ внесли законопроект, которым предлагают снизить число обязательных к сдаче учебных предметов на основном государственном экзамене (ОГЭ). Этот экзамен проводится для учащихся по окончании 9-го класса. Законопроектом предлагается сократить число экзаменов по ОГЭ до двух: русский язык и математика. Школьники, которые сдадут эти экзамены, будут признаваться успешно прошедшими государственную итоговую аттестацию. Такой порядок предлагается ввести пока экспериментально и только в нескольких пилотных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также в Северной Осетии.
Чем может быть вызвана эта новация? Как объясняла пресс-служба Рособрнадзора, законопроект предусматривает достаточно большую самостоятельность регионов, потому что в каждом субъекте России ситуация складывается по-разному, в том числе в части потребности на рынке труда. «При этом обращаем внимание, что для зачисления в 10-й класс и для приема в СПО законопроектом предусмотрены различающиеся требования. Таким образом, будущему выпускнику нужно заранее обдумать, какую дальнейшую образовательную траекторию он для себя видит как наиболее желаемую», – приводит агентство Интерфакс объяснение пресс-службы Рособрнадзора. То есть хочет ли школьник продолжить обучение в 10-м классе или собирается подать документы для приема в учреждение среднего специального образования (СПО), то есть в техникумы и колледжи.
Уточнение важное... Сегодня выпускники 9-х классов сдают «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку и ОГЭ по четырем предметам – двум обязательным и двум по выбору. Среди предметов по выбору – физика, химия, биология, литература, география, история, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание и иностранные языки – английский, французский, немецкий и испанский. В техникумы и колледжи выпускники 9-х классов поступают по конкурсу на основе среднего балла аттестата об образовании, результаты ОГЭ при поступлении не рассматриваются.
Еще один важный момент: серьезные материальные средства тратятся на подготовку и проведение ОГЭ, а его результаты не учитываются при поступлении в средние специальные учебные заведения...
Поэтому в ОГЭ нужно оставить только те учебные предметы, которые «относятся к числу обязательных для прохождения государственной итоговой аттестации и с достаточностью минимального количества баллов». Чтобы ученик мог получить аттестат, а государство – прием в средние специальные учебные заведения (ссуз).
Согласно законопроекту, предлагается также отдельно определять количество бюджетных мест в колледжах и техникумах для местных абитуриентов и отдельно – для выпускников, которые приехали из других регионов. Дело в том, что если увеличивается количество поступающих (а именно это предполагается), то это автоматически влияет на конкурсный отбор в ссузы. Растет спрос, растет коммерческий интерес этих учебных заведений, увеличивается количество платных ссузов, растет плата за обучение. В прошлом году глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявлял: «Сейчас конкурс в некоторые техникумы выше, чем в высшие учебные заведения». И в них, повторим, вкладываются большие средства...
Итак, новый законопроект как бы убивает для государства, ссузов и школ сразу несколько зайцев: увеличивает прием в ссузы, в том числе и на коммерческой основе (колледжам и техникумам надо развиваться, а значит, им нужно зарабатывать), тем самым помогает притоку кадров в экономику (молодые люди быстрее выходят на рынок труда) и без хлопот освобождает школу от балласта (ведь школьникам нет пути назад, если они вдруг передумают и захотят пойти в 10-й класс).
Выигрывают ли от этого учителя? Едва ли. У подростков может пропасть мотивация учиться. Ее в принципе и сейчас почти нет, но дело может еще усугубиться. Выигрывает ли от этого ученик? Тоже сложно дать однозначный ответ. У школьника нет времени на раскачку. Если до 9-го класса он учился без особого энтузиазма и соответственно школу его результаты не удовлетворяли, то он может потерять многое еще на старте дальнейшей карьеры. Не секрет, что большинство учеников серьезно берется за ум, чтобы целиком окунуться в школьный процесс, только в старшей школе. Именно в 10–11-х классах начинается мощная психологическая атака на школьника в плане его мотивации сдать достойно ЕГЭ.
Ну и самое главное. Новый законопроект усилит социальное неравенство. Старшая школа станет школой для избранных. Сегрегацию уже обусловливают новые учебные программы, объявляющие школьного учителя «навигатором» в мире знаний. Учитель, согласно этой концепции, не учит в традиционном смысле этого слова, он фактически перекладывает этот процесс на репетитора и родителя. Причем начиная уже с начальной школы. На урок к нему должен приходить подготовленный ученик.
Инициатива, конечно, может снизить нагрузку и помочь детям сосредоточиться на основных предметах – русском языке и математике, которые являются базовыми. Но ограничение количества предметов для сдачи экзаменов после 9-го класса, увы, вполне может привести и к снижению общего уровня образования. Есть, конечно, вариант, что ссузы – вдруг! – усилят академическую составляющую учебного процесса. Но к этому они явно пока не готовы. По крайней мере в массовом порядке.