0
248
Газета Образование Печатная версия

15.01.2025 18:26:00

Законы педагогического общения – это не прихоть

Учителю надо "погрузить" детей в ситуацию, в которой они осознали бы необходимость того или иного правила

Тэги: школа, воспитание, молодые учителя, законы педагогического общения


6-8-1480.jpg
Провести грамотно «дисциплинарный»
разговор с ребенком и его родителями –
своего рода искусство.  Фото PhotoXPress.ru
Традиционно многие родители предвзято относятся к молодым учителям, полагая, что те будут «мягкими, бесхарактерными и распустят детей». Впрочем, напомним, что сегодня в школе взят курс на воспитание. И подготовка молодых учителей тоже нацелена на это. 

Почему вопрос воспитания в школе сегодня стал крайне важен? Лежащая на поверхности причина – от общения с малообразованными людьми мы все-таки страдаем меньше, чем от столкновения с людьми невоспитанными. И еще не менее важный тезис озвучил еще в начале XX века известный своим вкладом в теорию воспитания ученый и педагог Станислав Теофилович Шацкий. Он шутил так: научить ребенка считать просто, но как сделать, чтобы с этим умением он не стал... обсчитывать? Как понимаете, эта задача по-прежнему актуальна.

Согласно последним опросам Фонда общественного мнения (ФОМ), примерно две трети опрошенных россиян (67%) высказываются сегодня за то, чтобы педагог не только преподавал, но и воспитывал учеников. И наблюдается тенденция к росту этого показателя...

Так какие советы по воспитанию детей молодым учителям дают в современных педагогических вузах? Об этом рассказал в беседе с «НГ» доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Павел Степанов.

Хорошие взаимоотношения между взрослыми и воспитанниками невозможны без установления простых, понятных и четких детям правил поведения, соблюдения которых от них ждут и требуют, напомнил прежде всего эксперт. Правила не могут быть набором «драконовских мер», подавляющих свободу и инициативу школьника. И правила – это не прихоть взрослого. Во всем важна мера. Лучше всего учителю или родителю «погрузить» детей в ситуацию, после которой они осознали бы необходимость того или иного правила, напоминает Степанов. Правила и последствия, наступающие за их нарушение, не могут быть унижающими или ставящими ребенка в неловкое или смешное положение.

«К сожалению, в современной школе, – отмечает Степанов, – учителя стали меньше разговаривать с детьми о житейских вещах: дружбе, любви, музыке, кино, моде, увлечениях и планах на будущее. Поэтому молодых педагогов учат регулярно затевать с детьми маленькие неформальные беседы – на переменах, до занятий или после них».

Конечно, частенько выслушивать детские речи – это действительно большое искусство, а иногда и настоящий педагогический подвиг, шутливо замечает эксперт. И нужно быть готовым к тому, что воспитанники далеко не всегда будут говорить что-то интересное взрослому или умное.

«В этом случае нельзя отмахиваться от них фразами вроде «ну да, ну да…» или многозначительно закатывать глаза. Не стоит своим внешним видом давать ребенку понять, что вы слушаете его только из вежливости или потому, что так «положено». Здесь очень важно уметь ребенка слушать. И демонстрировать это взглядом, мимикой, жестами: к таким невербальным элементам общения дети очень чувствительны. Во время разговора эксперт советует сохранять зрительный контакт с ребенком, поддерживать его кивком головы, короткими репликами, просьбами пояснить сказанное», – подчеркивает Павел Степанов.

Если творческие работы школьников, которые он представил, оставляют желать лучшего, не нужно наигранно умиляться. Но и отделываться дежурными «Угу» или «Молодец» (за которыми легко распознается «Ну, иди уже давай отсюда») тоже нельзя. Как и нельзя с ходу критиковать детское творчество. Если ребенок сам попросил оценить его старания, очень важно отметить в его творчестве положительные стороны. И только потом уже деликатно высказать свое мнение о проблемных сторонах.

Ребенку для его личностного развития очень важен оптимистичный взгляд на него со стороны взрослых. Это придает ученику уверенность в своих силах, не дает страхам проникнуть в его сознание, вдохновляет, заставляет получать удовольствие от того, что он делает в школе, а иногда позволяет и «горы свернуть».

«При разговоре важно избегать «менторства», «сюсюканий», «подражаний» манере школьников разговаривать друг с другом, истеричного поведения и гнева. Оставайтесь взрослыми», – рекомендует эксперт.

Провести грамотно «дисциплинарный» разговор с ребенком – тоже своего рода искусство. Молодым учителям Павел Степанов советует не звать на помощь директора школы, классного руководителя и родителя. Это заведомо проигрышно. Решить дисциплинарный вопрос он должен своими силами. Вот несколько психологических советов, которые предлагает академик РАО Павел Степанов.

Тон разговора не должен быть ни повышенным, ни шипящим, ни с нотками металла. Важно добиться зрительного контакта с ребенком: попросить его смотреть прямо на говорящего и не прятать взгляд.

Также важно при этом исключить из разговора других детей, если они находятся рядом. Иначе ребенок будет играть «на публику». Говорить при этом лучше о своих чувствах по отношению к поведению ребенка, а не о нем самом. Или говорить о чувствах и состоянии других людей, которых ребенок мог обидеть своим поведением. Такого рода смещения в критических замечаниях воспринимаются лучше и меньше вызывают в детях протест и желание поступить наперекор.

Итог такого разговора – достижение договоренностей с ребенком по поводу исправления последствий проступка ребенка, изменения дальнейшего его поведения. Оформляется этот договор улыбкой, рукопожатием или иным способом, который даст школьнику понять, что вы не держите на него зла и считаете конфликт исчерпанным.

Эти в общем-то простые психологические приемы не мешают периодически освежать в памяти взрослым, берущимся за воспитание ребенка. 


Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
14179
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4610
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3564
Студия художественной штопки

Студия художественной штопки

Истории про страховку, записки учителям и вспученный полиэстер

0
6563

Другие новости