0
265
Газета Образование Печатная версия

15.01.2025 18:19:00

Не только смартфоны и калькуляторы

Преподаватели назвали причины проблем со школьной математикой

Тэги: проблемы со школьной математикой, гаджеты


проблемы со школьной математикой, гаджеты По мнению члена-корреспондента РАН Алексея Савватеева, современные программы и учебники по математике нелогичны, страдают от перегруженности несущественными фактами и сведениями. Фото с сайта www.tatngpi.ru

Известно, что способностями к математике обладают, по разным оценкам, от 5 до 10% людей. Но этот факт не мешает остальным овладеть тем минимумом знаний, который дает базовый школьный курс. Проблема только в том, что сегодня и овладение этой базой становится большой проблемой для многих учащихся.

Известный математик академик Алексей Савватеев разместил в соцсети опрос на тему проблем, связанных со школьной математикой. Напомним, ранее член-корреспондент РАН Савватеев заявлял, что сегодня даже сложно представить себе ту пропасть, которая сформировалась между знаниями по математике в обычных школах и математических.

По мнению математика, в «обычных школах не учат буквально ничему, а в школах с математическим профилем куют будущих победителей международных олимпиад... Это даже не небо и земля, это свежий ветер и полный вакуум», – заявляет Алексей Савватеев.

Так что же показал нынешний опрос учителей на тему, как они оценивают тенденцию с изменением уровня знаний детей? Почти все учителя, отмечает Савватеев, «говорят о существенном, иногда катастрофическом ухудшении. Ни один учитель из 88 опрошенных не говорит об улучшении динамики».

По мнению учителей, среди причин данной проблемы – погружение детей в смартфоны. Дети все свободное время проводят в виртуальном мире. Электронный гаджет выступает здесь как мощный отвлекающий фактор. «В голове один интернет», «зачем напрягаться и думать, когда в интернете можно найти готовое решение», – типичные комментарии опрошенных учителей.

Среди причин называется также невысокий уровень подготовки учителей. Современный учитель по математике недостаточно владеет терминологией, отмечают опрошенные, и в целом недостаточно профессионален. Не вызывают доверия у специалистов учебники и программы. К слову сказать, сам Алексей Савватеев рекомендует старые учебники под ред. А.С. Пчёлко и А.П. Киселева. И отмечает существенное изменение рабочих программ и учебников сегодня в худшую сторону. По его мнению, современные программы и учебники нелогичны, страдают от перегруженности несущественными фактами и сведениями. Отсюда соответственно и школы испытывают дефицит времени на изучение материала.

Впрочем, есть и другая точка зрения относительно новых учебников. В интервью на радио преподаватель математики и магистр объединенной программы Высшей школы экономики и Центра педагогического мастерства Лидия Бычкова, рассказывая о разнице между старыми и современными учебниками, заметила, что раньше все учебники по математике были обращены к учителям и очень квалифицированным родителям. Писались они для преподавателя математики, потому что у хороших учителей (согласно существующей тогда установке) дети не открывают учебники и не знают, что там написано, а задачи решают, потому что им все хорошо рассказал учитель.

Сравнивая европейскую школу с русской, преподаватель Лидия Бычкова отметила, что на Западе нет такого важнейшего для нашей школы пункта, как объяснение нового материала. Западным учителям вообще непонятно, как ребенок будет учиться с их голоса... По западному опыту, отмечает Бычкова, учитель должен обеспечить детей учебниками, которые написаны для ребенка.

Вернемся к опросу. Среди факторов, влияющих на знания школьников, особо отмечена слабая роль семьи. В частности, неспособность родителей наладить контроль за учебой ребенка; равнодушное отношение большинства родителей к учебе детей вообще; нежелание родителей заниматься совместными с детьми мероприятиями, мотивирующими на их развитие.

Подмечено всеми и изменение отношения детей к учебе. Наблюдаются снижение мотивации, отсутствие ответственности, отсутствие умения учиться и понимания, зачем это нужно. Играет свою роль и доступность знаний, когда все решения и ответы можно посмотреть в интернете. Это все ведет к общему ухудшению отношения к учебе. Такая политика не настраивает детей на учебу. Они не читают, отмечают опрошенные, и не считают сами, а используют калькуляторы. Сегодня списывают даже в начальной школе: пишут домашние работы на «5», а самостоятельные в классе – на «2» или на «3».

Мешает решению проблемы и школьная политика, которая слишком лояльна к системе оценивания. Сама система вынуждает учителей ставить «три» и переводить в следующий класс не освоивших курс. Отсутствие возможности реального воздействия на ученика посредством оценки, переполненность классов, отсутствие прав у педагогов, невозможность ставить «два» за поведение, наличие контрольных разного уровня – все это тоже отмечают опрошенные в ряду причин, мешающих повышению уровня знаний учащихся. В школе учат не математике, а готовят к Всероссийским проверочным работам (ВПР) и прочим контрольным местного и федерального уровня, отмечают учителя. Работа на уроке настроена не на образование, а на достижение показателей. 


Читайте также


Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Наталья Савицкая

Физиологи предупреждают, что интернет-зависимость наступает незаметно

0
7776
Гаджеты "Хезболлы" взорвали обстановку на Ближнем Востоке...

Гаджеты "Хезболлы" взорвали обстановку на Ближнем Востоке...

Геннадий Петров

Объявлен новый состав Еврокомиссии

0
6649
Госавтоинспекторы и пожарные призывают москвичей напомнить детям правила безопасности

Госавтоинспекторы и пожарные призывают москвичей напомнить детям правила безопасности

Елена Крапчатова

В столице отмечен резкий рост количества ДТП с участием несовершеннолетних

0
5423
 YouTube приговорили к полнейшей деградации...

YouTube приговорили к полнейшей деградации...

Иван Родин

Путин показал народу главу Счетной палаты Ковальчука

0
6407

Другие новости