Всеобщее примерное поведение учеников всегда было почти недостижимым идеалом школы. Фото master1305 on Freepik
Идет активное обсуждение введения в школах оценки по поведению и интегральной оценки. Как обходились со школьной отметкой на протяжении 200 лет, с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует историк педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Михаил БОГУСЛАВСКИЙ.
– Михаил Викторович, как я понимаю, грядут какие-то серьезные нововведения, касающиеся школьной отметки за поведение. И родители в замешательстве. Давайте проанализируем, что уже было с отметками в нашей истории.
– Я скажу про общее правило, которое прослеживается уже на протяжение 200 лет. Оно звучит так: как только общая политическая и социальная ситуация в стране смягчается, начинаются гуманистические веяния, дисциплина школьников стабилизируется – школьная отметка за поведение отменяется. Как только политическая и социальная ситуация меняется на противоположную, а школьники все больше совершают противоправных действий – контроль ужесточается и отметка за поведение вновь вводится.
– Когда впервые появилась отметка за поведение?
– В 1837 году. Она была пятибалльной и приветствовалась тогда всей педагогической и родительской общественностью как гуманная мера.
– Гуманная потому, что заменяла розги?
– Конечно, лучше двойка за поведение, нежели постоянные розги... Но гуманная музыка недолго играла. В 1874 году министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, троюродный брат знаменитого писателя, которого он ненавидел, провел образовательную реформу и утвердил новый устав гимназий. В нем было несколько очень жестких пунктов. В частности, гимназистам запрещалось быть вне дома после семи часов вечера. Запрещались их публичные гулянья. Не допускалось посещение гимназистами театров, кондитерских, кафе.
Утверждалась пятибалльная шкала отметок за поведение. И это были радикальные меры, если учесть, что только оценка «отлично» давала право на поступление в университет. Даже четверка по поведению в аттестате – и выпускник гимназии не принимался ни в одно высшее учебное заведение.
– Как там называла Дмитрия Андреевича прогрессивная общественность: министром народного помрачения?
– Да, да. Величали символом всех зол самодержавия... В мае 1918 года Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, инициирует запрет отметок вообще. Отметок после этого не было 15 лет.
В 1932 году выходит постановление об отмене «слащаво-маниловского отношения к детям», которое призывает к повышению дисциплины учащихся, восстановлению четкого режима в школе и твердых мер воздействия на учащихся. Оценивание шло по всем предметам, в том числе и за поведение. Очень быстро регрессировали в прошлое, причем не в прошлое начала ХХ века, а именно туда, к Дмитрию Андреевичу Толстому.
– Великая Отечественная война повлияла на оценку за поведение?
– Конечно. Многие дети остались без обоих родителей или без отцов. Отцы воевали. Ухудшилось социальное положение семей. В школах осложнилась дисциплина. Пришла пора принимать дисциплинарные меры.
В августе 1943 года были введены новые «Правила для учащихся». Они содержали несколько важных пунктов, среди которых, в частности: ученик в школе должен «беспрекословно» подчиняться директору школы и учителям, не употреблять бранных и грубых выражений, не курить и не играть в школе на деньги и вещи. При встрече с директором школы ученик должен приветствовать его поклоном, при этом мальчики должны снимать головные уборы. Нарушение правил вело к наказаниям вплоть до исключения из школы.
Таким образом, школа опять дрейфует в сторону дореволюционной гимназии. Самый жесткий пункт в этих правилах: поступление в высшее учебное заведение возможно только при пятерке за поведение.
– В таком случае, наверное, оценка «четыре» должна была ставиться за какое-то грубое нарушение?
– Нет. За обычный проступок. В случае повторения ситуации поднимался вопрос о дальнейшем снижении балла. В случае исключения из школы ученик получал за поведение оценку «два».
– А ученика при этом следовало «пожизненно» исключить из школы?
– Вот именно! Вначале это понималось всеми именно так. Поэтому буквально через месяц этот вопрос встал ребром: исключили, а дальше что? Поэтому оперативно было подробно расписано – как исключать. За различные по степени тяжести нарушения были установлены временные сроки исключения из школы: от трех дней до двух недель.
– Представляю, как радовались лоботрясы: это же замечательно, сразу несколько дней отдыха!
– Конечно! И через какое-то время система оценки за поведение стала подвергаться разного рода критике. За ее абсурдность. Поэтому под бой новогодних курантов 31 декабря 1970 года опять отменили пятибалльную систему, на этот раз только за поведение – и ввели словесное описание: примерное поведение, удовлетворительное и неудовлетворительное.
– О! Это уже старшее поколение помнит хорошо.
– Годовой «неуд» по поведению приводил к недопуску к выпускным экзаменам, и соответственно ученик выходил из школы без аттестата о среднем образовании. Ему выдавали только справку о том, что он прослушал курс школы. И это уже была «пожизненная мера наказания», лишавшая такого «неудовлетворительного выпускника» права на высшее образование навсегда.
Отметки за поведение были упразднены в 1989 году. Затем закон РФ «Об образовании» (от 1992 года) предоставил школе исключительные права. Ей теперь можно было самостоятельно выбирать систему оценок, форму и порядок промежуточной аттестации своих учащихся. И отметка за поведение в российской школе перестала существовать по настоящее время.
– Так каков же смысл введения новых мер сегодня?
– Смысл понятен: у педагогов нет никаких прав и мер воздействия на учащихся. Школьники кругом да около специально провоцируют учителей на негативную реакцию и все это снимают на камеру айфонов, а затем выставляют в сетях за деньги. Обнародованные за последнюю неделю случаи групповых избиений и жестоких унижений школьниц своими одноклассницами вызывают шок. Это положение дел надо как-то менять.
В принципе в школе не против введения вновь отметки за поведение. Но учителя просят прописать, что это им дает. А после – по каждой позиции отметки нужна четкая инструкция по ее применению, как это уже неоднократно было в нашей истории образования.