Перед министром просвещения Сергеем Кравцовым и вице-премьером Дмитрием Чернышенко стоит непростая задача: сделать школу конкурентоспособной по сравнению с репетиторством. Фото с сайта www. government.ru
Как заявил 5 декабря вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании Совета при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, в России необходимо повысить качество образования, чтобы родители школьников могли подготовить детей к ЕГЭ с помощью бесплатных услуг и не тратили деньги на репетиторов. «Именно повышением качества образования мы планируем заменить, бесплатными услугами, повышая качество образования учеников, для того чтобы они сдавали ЕГЭ без необходимости привлечения платных специалистов. Это будет отражено в стратегии, которую мы... в марте представим», – уточнил вице-премьер.
«Что касается вопроса по поводу репетиторов и ЕГЭ, – сказал, обращаясь к президенту РФ Чернышенко, – по вашему поручению к марту следующего года готовится стратегия развития образования в нашей стране, где этому вопросу посвящена деятельность отдельной рабочей группы. Их всего создано 14. Буквально вчера мы проводили очередное заседание. Участвует около 500 различных экспертов, представляющих родителей и учителей».
Также Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что «родители вынуждены тратить деньги на платные услуги репетиторов, которые зачастую являются сами учителями либо уходят из учителей и становятся самозанятыми репетиторами».
Напомним, что в ноябре 2024 года правительство начало разработку новой стратегии образования до 2036 года. При подготовке этого документа изучается мнение школьников и родителей, чтобы итоговый документ соответствовал их ожиданиям.
Сможет ли вышеназванный план по улучшению качества подготовки избавиться от репетиторов? Несомненно, что план мероприятий при подготовке новой стратегии образования направлен и служит сохранению одного из основных принципов образования в стране – его доступности. Но реализовать этот принцип будет весьма непросто.
По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на репетиторов и частных педагогов в 2021/22 учебном году родители потратили 261 млрд руб. (Еще 171 млрд руб. пришелся на оплату дополнительных занятий в основных учебных заведениях.) В мае 2023 года, на финише подготовки одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ, спрос на преподавателей для занятий по школьным и вузовским предметам подскочил на 61% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Также высокий спрос был зафиксирован и на репетиторов для дошкольников. По данным «Авито. Услуги», востребованность репетиторов для дошкольников в России за прошедший год выросла на 13%, а интерес к занятиям по подготовке к школе – на 24%. То есть рынок репетиторских услуг стабильно расширяется и крепнет.
В этом образовательном сегменте трудятся 10% всех специалистов сферы услуг; за прошедший год репетиторы заработали более 500 млрд руб. Услугами репетиторов пользуются 49% школьников. Один час занятий стоит в среднем 1000 руб., если речь идет о том, чтобы подтянуть успеваемость. Если же школьника нужно подготовить к ЕГЭ или ОГЭ, то цена поднимается до 1500 руб. в час.
Онлайн-репетиторство – бурно набирающая темпы тенденция на рынке репетиторских услуг. По данным «Авито. Услуги» и «Авито. Работа», спрос на занятия онлайн увеличился за последний год на 18%. А предложения от учителей выросли на 29%. Существеннее всего увеличился спрос на онлайн-занятия по информатике, биологии и геометрии. Онлайн-репетиторов стало больше по геометрии, географии и химии.
Важный момент: репетиторы оценивают свою работу не только как приработок, но иногда и как высокодоходный заработок. Для этого, конечно, нужно расти как педагогу и профессионалу. Но главное – видны перспективы. Сегодня работы хватает всем, рамки репетиторства размыты: преподавать частным образом может не только педагог с 25-летним стажем, но и старшекурсник или даже старшеклассник. Репетиторы могут искать себе клиентов сами, но могут пользоваться услугами агентств и образовательных организаций.
С 2020 года правительство обязало тех, кто работает на себя, платить налог с профессионального дохода. Для этого предусмотрено два варианта: открыть ИП и платить налог по «упрощенной схеме» – от 6 до 13% или оформить самозанятость и платить налог на профессиональный доход – от 4 до 6%. За сокрытие налогов придется отдать в госказну до 40% от неуплаченной суммы налога. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, несмотря на ряд законодательных инициатив, призванных вывести самозанятых из тени, большая часть репетиторов по-прежнему действует без формального закрепления, а законодательные инициативы воспринимает как «очередной налог».
В первую очередь из-за того, что репетиторством кормятся, оно не сдаст свои позиции добровольно. Впрочем, планов уничтожения рынка платных образовательных услуг пока и нет. Руководитель рабочей группы «Общее образование» в рамках стратегии, проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева объявила, что в стратегии не будут рассматривать варианты полной отмены или запрета существующих сейчас онлайн-школ, вузовских курсов и работы репетиторов. Она лишь должна предложить для семей «дополнительные бесплатные варианты развития и повышения образовательных результатов школьников».
Могут ли школьники сдавать ЕГЭ без привлечения в подготовке к нему репетиторов? Сегодня практически вся старшая школа (10–11-й классы) сконцентрирована на сдачу единого госэкзамена. И все равно без репетиторов, пожалуй, не обойтись. Это, кажется, понимают все – и дети, и родители, и даже учителя. Такова реальность современного образовательного процесса в российской школе. Кого или что менять (совершенствовать) в данном случае? Учителей? Программы и методики подготовки школьников к ЕГЭ? Контрольно-измерительные материалы? Все вместе?
Остается надеяться, что специальная рабочая группа, созданная для работы над этим направлением, эту сложную задачу решит. Ну, или попытается решить...