План правительства предусматривает создание до 2027 года новых учебников и учебно-методических пособий по математике. Фото с сайта www.edu.gov.ru
Правительство утвердило план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин, говоря об этом решении на стратегической сессии по развитию общего и профессионального образования 19 ноября, отметил нацеленность данного плана на то, чтобы «молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями».
Ознакомиться с разработанным документом теперь можно на портале правовой информации. Из важных мероприятий плана: повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов и устранение их дефицита. Начиная с 2025 года предполагается обеспечить повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, не менее 10 тыс. учителей математики, физики, химии и биологии и не менее 1 тыс. преподавателей вузов в области образования и педагогики.
В каждом федеральном округе на базе передовых общеобразовательных организаций в 2025 году планируют создать не менее одной стажерской площадки для практической подготовки студентов и дополнительного профессионального образования учителей математики, физики, химии и биологии.
План также предусматривает обновление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в части учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Физика», «Химия» и «Биология» к 2026 году и создание новых учебников и учебно-методических пособий по этим предметам до 2027 года. Для дошкольников к этому же сроку нужно обновить ФГОС по «Познавательному развитию».
В этом году в плане прописано «создание и наполнение национального открытого банка учебно-методических материалов, сборников задач, дидактических материалов и книг по преподаванию математики, физики, химии и биологии, в том числе по подготовке к государственной итоговой аттестации».
Ректор Российского нового университета академик РАО Владимир Зернов в ответ на просьбу «НГ» дать комментарий о важности подобного плана и рассказать о главных проблемах математического образования напомнил слова физика Сергея Капицы, который долгие годы работал в РОСНОУ, о том, что «математика – это то, что русские преподают китайцам в американских университетах».
«Если мы сегодня заглянем в любую лабораторию Европы и мира, где идут разработки полноценного универсального квантового компьютера, то там обязательно говорят по-русски, – отметил эксперт «НГ». – Наши университеты обеспечили кадрами другие государства и дали много для развития мировой науки. И все потому, что в начале 20-х годов прошлого столетия наша страна приняла важное решение в пользу математики. Так что, проводя сегодня системную государственную политику в области естественно-научных и математических дисциплин, правительство может дать серьезный толчок мощному технологическому прорыву в будущем. И решение задачи технологического суверенитета страны у нас может получиться не хуже, чем 80 лет назад. Решить проблему можно только на уровне правительства».
В чем большая проблема нашего школьного образования «НГ», рассказал шеф-редактор образовательного журнала для школьников и учителей «Потенциал», руководитель подготовительных курсов МФТИ Герман Четин. Как практик он видит проблему в том, что школа некоторые важные для математики вещи стала считать устаревшими. И напрасно.
«Сегодня существует некоторое недопонимание того, что есть разделы математики в школе, где просто нужна зубрежка, – подчеркнул Герман Четин в беседе с «НГ». – Не анализ и понимание, а зубрежка. Например, таблица умножения. Какой может быть анализ факта, что дважды два есть четыре, в массовой школе? Если ребенок не выучит эту таблицу во втором классе, он безнадежно отстанет к старшим классам школы – в работе с дробями и уравнениями. Потому что будет много времени тратить на счет в любой задаче, в том числе и в других предметах. То же самое касается формул и правил».
Почему в дореволюционных гимназиях учили много иностранных языков, в том числе латынь? Для того чтобы лучше работали зоны памяти мозга. «Действительно математически высокоодаренных детей может быть человек 450 на всю Россию. Для них созданы специальные школы, и они едут в них со всех концов России, – рассказал Герман Четин. – Эти дети умные независимо от того, где они учатся. Все остальные «элитные» школы России круг этих 450 человек никак не расширят. Мы проводили такой эксперимент: повесили на заборе школы объявление, что принимаем детей в физико-математический класс. И тотчас же пришли родители с детьми, и образовался конкурс для поступающих в этот класс. А молва занесла школу в раздел «элитных».
Остается только добавить, что в советской школе действительно сажали непонимающих и/или безответственных учеников за парты после уроков, и они зубрили таблицы и формулы. Сегодня все на совести самого ученика, потому что действует негласная установка, что детей принуждать и загружать нельзя. Дескать, их надо заинтересовать, увлечь и идти от их интересов, потому что дети сейчас другие. Школа без элемента принуждения, запоминания, повторения, без базы... Мы этого хотим? Такое возможно? Нонсенс!