Занятия в университете или даже академии сегодня вполне могут выглядеть не совсем тривиально. Фото Vecteezy
Рособрнадзор поддержал законопроект о запрете называть онлайн-школы и курсы «академией», «институтом» или «университетом», который поступил от парламентариев.
Депутаты Госдумы РФ продвигают закон, согласно которому в наименовании образовательной организации слова и производные от слов «институт», «университет», «академия» могут быть использованы «исключительно образовательными организациями, которые осуществляют реализацию программ среднего профессионального образования, программ высшего образования и проведение научных исследований».
«Мы уже получили полную поддержку Рособрнадзора по данному вопросу», – отметила на заседании в Госдуме рабочей группы по законодательному регулированию деятельности блогеров и инфобизнеса в России депутат РФ Яна Лантратова. Она сказала, что сейчас в сознании жителей России такие понятия, как «институт», «университет» и «академия», воспринимаются как гарантия качественного образования высочайшего уровня. Однако «недобросовестные инфобизнесмены используют эти термины, чтобы привлечь внимание к своим инфопродуктам, различным курсам и марафонам».
Сразу заметим, если депутаты предлагают вернуться к традиционным названиям, заложенным еще при советской системе образования, учебные заведения среднего профобразования так называться тоже не смогут. То есть техникумы и профессиональные училища – это никак не институты и тем более не университеты и не академии. По крайней мере по названию и статусу.
Но мало кто знает, что такой же всплеск открытия новых вузов был и… при Временном правительстве в 1917 году. Тогда, например, затеяли открытие новых университетов в Иркутске, Ташкенте, Ростове-на-Дону. А бум создания высших учебных заведений произошел уже при советской власти, в первый же послереволюционный год. В стране открылось сразу 16 университетов, это больше, чем их было в Российской империи (11). К 1920 году в РСФСР их было уже 162. А еще через год – уже 278...
Высшее образование считалось престижным и тогда, и сегодня. Оно открывало новые карьерные перспективы. Университетским образованием было принято гордиться. Каждый город мечтал иметь свой университет, не имея на то оснований: ни профессуры, ни оборудования, ни финансирования.
Из-за того что у Наркомпроса первое время не было четкого представления об управлении высшим образованием, новые вузы занимались «творчеством». Кто-то отменял «факультеты», вводил «секции». Кто-то называл себя «академией» – чаще всего творческие вузы. Другие сохраняли дореволюционные порядки с факультетами, названием «университет» и коллегиальным принципом управления. Иногда эти вузы быстро открывали и столь же быстро закрывали.
В конце 80-х годов прошлого века в стране насчитывалось 896 высших учебных заведений, из которых 69 – университеты. Остальная часть включала более 400 педагогических, медицинских и социологических институтов, академий искусств и консерваторий. Более 360 институтов специализировалось на инженерных и естественных науках. Также существовало около 60 политехнических институтов.
Вузы располагались в крупных городах страны. Самая высокая концентрация учебных заведений наблюдалась в Москве, Ленинграде и Киеве. Количество студентов в тот период составляло более 5 млн. Женщин из числа студентов было 56%, около 41% студентов были выходцами из семей рабочих и «синих воротничков», 9% – представители колхозного сектора и 50% – из семей «белых воротничков».
В 90-х началась та же чехарда, что и 75 лет назад. Государственная политика в сфере образования была ориентирована на развитие частных образовательных учебных заведений. Они выдерживали конкуренцию с государственными за счет большей прикладной направленности, что оказалось тогда более востребованным. К 1997 году появилось свыше 240 новых университетов и академий. И это за столь короткий срок!
Опять сработал все тот же принцип: какой город не мечтает иметь свой университет или академию. И неважно, есть ли у него на то основания и ресурсы или нет. Нынешняя волна интереса к академическим названиям, конечно, тоже удивляет. Интерес все тот же, цели – все те же, но срок получения результата сокращен до формата ускоренных курсов. Академию на дому сегодня может открыть любой блогер.
Звучит, конечно, странно и даже диковато. Но жаловаться тут не на кого: мы вообще-то сами открыли этот ящик Пандоры; он называется «онлайн-образование». Теперь вот законодатели пытаются вернуть этого джинна в бутылку. Похоже, их греют мечты о старом, добром классическом обучении. Но все это напоминает фанатизм – сверхусилие в сочетании с забытой целью.