0
12484
Газета Образование Печатная версия

20.11.2024 18:06:00

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

Тэги: рособрнадзор, законопроект, запрет называть онлайн школы институтом и академией


рособрнадзор, законопроект, запрет называть онлайн школы институтом и академией Занятия в университете или даже академии сегодня вполне могут выглядеть не совсем тривиально. Фото Vecteezy

Рособрнадзор поддержал законопроект о запрете называть онлайн-школы и курсы «академией», «институтом» или «университетом», который поступил от парламентариев.

Депутаты Госдумы РФ продвигают закон, согласно которому в наименовании образовательной организации слова и производные от слов «институт», «университет», «академия» могут быть использованы «исключительно образовательными организациями, которые осуществляют реализацию программ среднего профессионального образования, программ высшего образования и проведение научных исследований».

«Мы уже получили полную поддержку Рособрнадзора по данному вопросу», – отметила на заседании в Госдуме рабочей группы по законодательному регулированию деятельности блогеров и инфобизнеса в России депутат РФ Яна Лантратова. Она сказала, что сейчас в сознании жителей России такие понятия, как «институт», «университет» и «академия», воспринимаются как гарантия качественного образования высочайшего уровня. Однако «недобросовестные инфобизнесмены используют эти термины, чтобы привлечь внимание к своим инфопродуктам, различным курсам и марафонам».

Сразу заметим, если депутаты предлагают вернуться к традиционным названиям, заложенным еще при советской системе образования, учебные заведения среднего профобразования так называться тоже не смогут. То есть техникумы и профессиональные училища – это никак не институты и тем более не университеты и не академии. По крайней мере по названию и статусу.

Но мало кто знает, что такой же всплеск открытия новых вузов был и… при Временном правительстве в 1917 году. Тогда, например, затеяли открытие новых университетов в Иркутске, Ташкенте, Ростове-на-Дону. А бум создания высших учебных заведений произошел уже при советской власти, в первый же послереволюционный год. В стране открылось сразу 16 университетов, это больше, чем их было в Российской империи (11). К 1920 году в РСФСР их было уже 162. А еще через год – уже 278...

Высшее образование считалось престижным и тогда, и сегодня. Оно открывало новые карьерные перспективы. Университетским образованием было принято гордиться. Каждый город мечтал иметь свой университет, не имея на то оснований: ни профессуры, ни оборудования, ни финансирования.

Из-за того что у Наркомпроса первое время не было четкого представления об управлении высшим образованием, новые вузы занимались «творчеством». Кто-то отменял «факультеты», вводил «секции». Кто-то называл себя «академией» – чаще всего творческие вузы. Другие сохраняли дореволюционные порядки с факультетами, названием «университет» и коллегиальным принципом управления. Иногда эти вузы быстро открывали и столь же быстро закрывали.

В конце 80-х годов прошлого века в стране насчитывалось 896 высших учебных заведений, из которых 69 – университеты. Остальная часть включала более 400 педагогических, медицинских и социологических институтов, академий искусств и консерваторий. Более 360 институтов специализировалось на инженерных и естественных науках. Также существовало около 60 политехнических институтов.

Вузы располагались в крупных городах страны. Самая высокая концентрация учебных заведений наблюдалась в Москве, Ленинграде и Киеве. Количество студентов в тот период составляло более 5 млн. Женщин из числа студентов было 56%, около 41% студентов были выходцами из семей рабочих и «синих воротничков», 9% – представители колхозного сектора и 50% – из семей «белых воротничков».

В 90-х началась та же чехарда, что и 75 лет назад. Государственная политика в сфере образования была ориентирована на развитие частных образовательных учебных заведений. Они выдерживали конкуренцию с государственными за счет большей прикладной направленности, что оказалось тогда более востребованным. К 1997 году появилось свыше 240 новых университетов и академий. И это за столь короткий срок!

Опять сработал все тот же принцип: какой город не мечтает иметь свой университет или академию. И неважно, есть ли у него на то основания и ресурсы или нет. Нынешняя волна интереса к академическим названиям, конечно, тоже удивляет. Интерес все тот же, цели – все те же, но срок получения результата сокращен до формата ускоренных курсов. Академию на дому сегодня может открыть любой блогер.

Звучит, конечно, странно и даже диковато. Но жаловаться тут не на кого: мы вообще-то сами открыли этот ящик Пандоры; он называется «онлайн-образование». Теперь вот законодатели пытаются вернуть этого джинна в бутылку. Похоже, их греют мечты о старом, добром классическом обучении. Но все это напоминает фанатизм – сверхусилие в сочетании с забытой целью. 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
857
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
1063
Регуляторные контракты ускорят газификацию

Регуляторные контракты ускорят газификацию

Борис Николаев

В каждом регионе создается единый центр ответственности за энергоснабжение

0
1753
Право на Писание

Право на Писание

Андрей Мельников

Законопроект о централизации религиозной деятельности внесен на рассмотрение Госдумы

0
4702

Другие новости