Еще чуть-чуть и генеративные технологии войдут в привычный обиход каждого студента. Иллюстрация Vecteezy
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Яндекс.Образование подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере.
Авторы провели анализ целого ряда социологических исследований по всему миру. По результатам анализа видно, что ИИ уже активно применяется как в образовательной, так и в управленческой и исследовательской деятельности. По крайней мере 49% студентов используют генеративные технологии. При этом положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов.
Что же касается основных способов применения новых технологий, то самыми популярными оказались прояснение и работа с вопросами для понимания по конкретным дисциплинам (56% тех, кто использует GPT), на втором месте – задачи исследования и работы с литературой (45%), на третьем – перевод текстов (42%), на четвертом – создание и анализ текстов (39%).
В докладе зафиксированы ключевые направления интеграции ИИ в деятельность студентов, преподавателей, исследователей и управленцев. Эти сферы могут стать ближайшими зонами развития ИИ в университетах.
В докладе приведено много любопытной статистики. Более половины всех отечественных студентов по профилю ИИ сосредоточены в 18 крупнейших организациях (около 4% обследованных организаций), предлагающих наиболее массовые и в то же время селективные программы. Отдельные регионы вошли в группы лидеров со значениями показателей выше среднего по России как по охвату студентов программами по профилю ИИ, так и программами с модулем по ИИ. К ним относятся Москва и Санкт-Петербург, Ростовская, Вологодская, Архангельская, Челябинская, Самарская, Пензенская, Московская области.
На ситуацию с обучением технологиям ИИ в регионах непосредственно влияет степень проникновения его в региональную экономику. Неравенство возможностей по обеспечению изучения технологии отчасти объясняется неравномерным территориальным распределением ИТ-организаций, занимающихся разработкой этих продуктов.
Но в ряде случаев развитие образования в области ИИ заметно отстает от уровня внедрения ИИ в экономике региона. Это связано, в частности, с использованием готовых решений, созданных специалистами из других регионов. И это свидетельствует о наличии в них запроса на такие разработки и потребности в наращивании подготовки собственных кадров в области ИИ.
Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве рассматриваемых вузов превышает 90%. Однако вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, имеют выраженный дефицит необходимых для этого цифровых ресурсов, отмечают авторы исследования. Это не позволяет развивать программы по соответствующему профилю и существенно осложняет практико-ориентированную подготовку в рамках модулей по ИИ.
В 2023 году обучение студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры технологиям ИИ осуществляли 497 образовательных организаций высшего образования и их филиалов, из них 166 – по профилю ИИ, 469 – по модулю с ИИ. Ключевую роль здесь играют головные организации: на филиалы приходится лишь 10% от числа организаций, реализующих программы по профилю ИИ, и 30% – от числа внедривших в образовательные программы модуль по ИИ.
По профилю ИИ в вузах страны в 2023 году обучались 42,3 тыс. человек (1% от общей численности студентов); прием составил 20,7 тыс. человек (1,6% от общего приема), а выпуск – 3,8 тыс. человек (0,5% от общего выпуска). В среднесрочной перспективе, как отмечают авторы доклада, можно ожидать существенный рост выпуска молодых специалистов по профилю ИИ – до 8,7 тыс. бакалавров в 2027 году и 6 тыс. магистров в 2025 году.
Основная часть (70,1%) студентов программ по профилю ИИ обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки». Примерно четверть (27,2%) приходится на «Математические и естественные науки», а 1,4% – на «Науки об обществе». На остальные области образования – всего 1,2% указанной группы обучающихся. Любопытно, что объемы подготовки по профилю ИИ в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» растут интенсивнее, чем в математических и естественных науках.