К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, бережное, неустанное сопровождение его развития. Фото агентства «Москва»
В Российской академии образования (РАО) начала работу II Международная научно-практическая конференция «Воспитание детей и молодежи на новом историческом этапе развития общества и государства: результаты, технологии, перспективы». В мероприятии принимают участие более 500 человек, ведущие отечественные эксперты в сфере образования и воспитания, иностранные ученые и представители молодежных организаций.
Это вторая конференция подобного направления и масштаба. Первая прошла год назад в Санкт-Петербурге. В прошлом году эксперты и участники «выразили единство в признании традиционно-ценностных ориентиров подрастающего поколения» и предложили возобновить ассоциацию детского исследовательского движения, развивать детскую дипломатию, учредить премию за лучшие методические разработки в сфере детского и молодежного движения, провести комплекс исследований, связанных с процессом самоидентификации ребенка и другое.
Так, например, количество участников российского «Движения Первых» на сегодняшний день больше 7,5 млн человек. На регулярной основе в 89 регионах России работают свыше 46 тыс. первичных отделений. Участие в движении – на добровольной основе. Понятно, что даже при всех «поправочных» коэффициентах потенциально это очень серьезно.
«Нынешняя конференция станет важным этапом осмысления результатов внедрения нашей Программы воспитательной работы в образовательных организациях и за их пределами. Ученые и практики обсудят развитие наставничества, участие родителей в детских и молодежных объединениях, проведут проектные сессии, которые помогут сформировать вектор дальнейшего развития «Движения Первых», – заявил журналистам руководитель правления «Движения Первых» Артур Орлов.
«Уверена, конференция будет способствовать формированию профессионального сообщества ученых и практиков в области работы с детскими движениями. Отрадно, что нам удалось привлечь к этому взаимодействию коллег не только со всей нашей страны, но и из дружественных государств», – подчеркнула академик и президент РАО Ольга Васильева. Как отметила академик, в числе задач конференции – повышение интереса ученых к детскому движению и стимулирование творческого мышления молодых исследователей, развития интеллектуального потенциала талантливой молодежи.
В ходе конференции пройдут пленарное и секционные заседания по актуальным вопросам воспитания и развития личности ребенка и подростка, будет организована работа дискуссионной площадки. Среди заявленных выступающих – нейробиолог, академик РАО Татьяна Черниговская, председатель ассоциации «Молодежь Китая», директор ОАНО «Русско-китайская международная школа» У Хао, директор Центра образования № 109, академик РАО Евгений Ямбург и другие эксперты.
Напомним, что недавно учеными РАО разработаны положения, которые легли в основу Концепции воспитания ребенка в семье. «Ребенок, единственный и неповторимый, – это величайшая ценность для родителей. Но это одновременно и величайшая ответственность. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, бережное, неустанное, с особой родительской любовью индивидуальное сопровождение его развития. Вот почему вопросы взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания всегда были и остаются объектом пристального внимания общества, а сегодня становятся еще более актуальными. Это и обусловило необходимость разработки предлагаемой концепции», – сказала Ольга Васильева, комментируя появление концепции.
Большое внимание в документе уделяется понятию значимого взрослого и тому, как родитель его реализует – способствует формированию у ребенка уверенности в своих силах, ощущения свободы и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает осознанию ребенком ценности близкого окружения. В концепции также обозначены функции, которые семья реализует в ходе воспитания: защита, поддержка, содействие.
Еще один вопрос, поднятый в документе, – ценностные ориентиры родителей, необходимость их общности. Ученые назвали самые распространенные ошибки семейного воспитания: авторитарность, манипулирование, непоследовательность в поведении родителей, гиперопека, жертвенность. Разработаны и рекомендованы эффективные принципы семейного воспитания: верховенство родительской любви, коллективности, самоценности детства, самоценности жизни родителей, умеренности, опоры на прошлые достижения и победы ребенка.
В рамках концепции специалисты РАО также предложили родителям полезные формы семейного воспитания: совместные игры, творчество, чтение, труд, традиции, путешествия и выходы на природу. Главное, чтобы эти занятия стали совместными, значимыми и для родителей, и для детей. В ходе этих занятий должно происходить доверительное общение друг с другом, устанавливаться важный для развития ребенка эмоциональный контакт с родителями. Не исключено, что этот документ станет основополагающим в разработке принципов работы руководителей детского движения с родителями.