Фото со страницы "Университет 2035" в "ВКонтакте"
На стратегической сессии Университета 2035 и Центра робототехники Сбера «Актуальный статус и перспективы образовательной робототехники в РФ» 9 ноября собрались представители министерств, бизнеса, вузов, колледжей – всего более 120 экспертов. Спикеры обсудили, кто и как должен обучать робототехнике, как интеграция этой дисциплины в образовательные программы поможет подготовить востребованных специалистов и поддержит развитие высокотехнологичных отраслей.
В том числе речь шла о продолжении инициативы Минцифры России «Код будущего», в рамках которой школьники и студенты бесплатно обучаются программированию. Как отметил ректор Университета 2035, генеральный директор Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Вадим Медведев, «Код будущего» – один из самых успешных проектов в сфере образования. А с 2025 года в проекте Минцифры планируются программы по робототехнике. Поэтому дискуссия необходима для того, чтобы понять, что важно учесть при запуске нового направления.
По мнению старшего управляющего директора, директора Центра робототехники Сбера Алексея Гонноченко, учить робототехнике не надо. «Робототехника – это объединяющая дисциплина для многих других. Невозможно учить робототехнике в отрыве от всего остального, – пояснил он. – Для меня как для работодателя нормально брать человека, у которого нет соответствующего образования. Робототехника требует специфических знаний в дополнение к базовым».
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов назвал робототехнику технологией XXI века. «Развивать робототехнику нужно по всем направлениям – и со стороны школьников, и со стороны преподавателей, – отметил он. – Сейчас робототехника входит в школьный предмет «Технология». Для вовлечения наибольшего числа школьников в робототехнику, необходимо перезагрузить соответствующие программы и развернуть программы повышения квалификации учителей в школах. Уверен, что «Код будущего» – один из эффективных инструментов, который поможет решить эти задачи».
«Чем больше различных вовлекающих и мотивационных программ, ориентированных на школьников, будет запущено, тем больше ребята будут втягиваться в различные конкурсы и кружки, – считает Дмитрий Ливанов. – Как следствие, учителя будут больше ориентироваться на их запросы и повышать свою квалификацию».
А Игорь Петраневский, Chief Robotics Officer in Autonomous Technology ООО «Яндекс», подчеркнул, что робототехников должен готовит робототехник. «Школьникам необходимо показывать, как каждая предметная область может использоваться. Объяснить это могут именно эксперты из индустрии», – уверен он.
«Со стороны образования я вижу робототехнику как технологию, которая позволяет решать конкретную практическую задачу. Нужно вести популяризационную работу, которая познакомит детей и взрослых с тем, что такое настоящая робототехника. Некоторые относятся к ней как к пульту от волшебной палочки, – отметила заместитель генерального директора ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», старший научный сотрудник кафедры теоретической механики и мехатроники МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Петровская. – Нам важно объяснить, что это наука, которая базируется на фундаментальных знаниях. Высшее образование должно поддерживать развитие фундаментальных знаний, а затем решать прикладные задачи».