У возрастных учителей есть большой плюс – опыт. Поэтому они не выгорают так быстро, как их молодые коллеги. Фото РИА Новости
Доля вакансий в сфере культуры и образования выросла в России для специалистов старше 55 лет в третьем квартале 2024 года на 65%. Об этом свидетельствуют результаты исследования сервисов «Работа.ру» и «Подработка».
По данным члена Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволода Луховицкого, в стране на сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, не хватает 250 тыс. учителей. Об этом он заявил агентству «Национальная служба новостей». Данные взяты из источников кадровых агентств по открытым вакансиям. При этом во многих школах учителя ведут чужие предметы, некоторые занятия вообще отменяют. Это создает еще и дополнительный скрытый дефицит кадров, заявил Луховицкий.
В прошлом году вице-премьер Татьяна Голикова сообщала о нехватке порядка 11 тыс. учителей в России. Разброс данных, конечно, большой. Но в любом случае проблема есть.
Проблему кадрового дефицита учителей в России решают как на федеральном, так и на региональном уровне. Решают по-разному... По данным Минпросвещения, федеральная программа «Земский учитель» (выплата по 1 млн руб. педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по 2 млн – в сельские районы Дальнего Востока) позволила заполнить порядка 5 тыс. вакансий. По мнению ректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексея Лубкова, «частично проблему дефицита кадров снимает механизм целевого образования, а также допуск в школы старшекурсников педагогических вузов».
А последнее из сообщений на эту тему свидетельствует, что и учителей-пенсионеров тоже пытаются привлечь к решению проблемы. Как сообщили собеседники «НГ» из регионов, в последнее время пенсионеров настойчиво приглашают поработать в школах. «Звонили, – говорит Надежда С., учительница немецкого языка из Курганской области на пенсии, – причем предлагали вести уроки английского языка. Немецкий ныне у родителей не в почете (английский язык – вторая специальность у учительницы, отмеченная в дипломе. – Н.С.)».
Бывшая учительница также отметила, что молодежь в ее регионе неохотно идет работать в школы, зарплаты не устраивают. Поэтому пенсионеров проще уговорить, они согласны за меньшую плату. «Контингент школьников сложный пошел, – отмечает учитель биологии с 25-летним стажем работы Ирина, тоже из Кургана. – Молодые учителя, хоть и обладают знаниями по предмету и психологии школьника, не могут порой применить свои знания на практике. Опыта маловато. Поэтому надолго они в учительских не задерживаются».
Светлана Е., учитель столичной школы, отмечает, что о дефиците кадров от коллег из других школ не слышала. «Это скорее всего региональная проблема», – отмечает педагог. Она также отметила, что в ее школе работает много молодых специалистов. «Школьники вообще больше тянутся к молодым учителям, – отметила педагог, – хотя у возрастных учителей есть большой плюс – опыт. Поэтому они не выгорают так быстро, как их молодые коллеги. Но общее впечатление такое, что сейчас в педагогических вузах неплохо учат и делают упор на такой предмет, как психология. Приходят подкованные молодые специалисты, видимо, примета времени».
Ее слова подтверждает физиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких, которая вместе с этим отмечает, что «меньше внимания, по сравнению с подготовкой учителей в прежние годы, уделено физиологии подростков и детей». А этот момент крайне важен, заявила психолог в комментарии для «НГ».
Больше 90% педагогов всех уровней образования не имеют представления о познавательной деятельности ребенка и развитии мозга, а верят в мифы, рассказывает Марьяна Безруких. При этом физиолог опирается на данные лонгитюдного исследования (2019–2020 годов), в котором участвовали более 60 тыс. педагогов в 10 регионах России.
Как еще решают проблему дефицита кадров? Как уже отмечено, привлекают пенсионеров, а еще – переселенцев, безработных граждан, работников иных организаций. Но чаще всего – внутренними ресурсами образовательных организаций, предлагая другим учителям взять «дополнительные предметы».
Из-за острого кадрового дефицита многие школы в регионах до сих пор работают в две смены.