По мысли чиновников, обучение по схеме с «расщепленным» бакалавриатом позволит студентам гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы. Фото с сайта www.rsuh.ru
Волну дискуссий поднял ректор Тюменского госуниверситета Иван Романчук, рассказав в интервью ТАСС о переходе на модель высшего образования «2+2+2». Первые два года студенты всех направлений одной укрупненной группы специальностей и направлений (УГСН) или даже нескольких близких к ней групп учатся по унифицированному учебному плану. А с третьего курса начинается уже более узкое, «специализированное» обучение. И вслед за двумя годами бакалавриата следует двухгодичная магистратура, тоже развивающая узкое направление. Причем необязательно то же самое.
«Обучение строится в формате двухуровневого бакалавриата, по вектору от общеобразовательных курсов к более узкой специализации, – отметил Романчук. – Первые два года – это образование в самом широком смысле, включая способности смотреть на мир сквозь призму нескольких дисциплин. Следующие два года – развитие профессиональных компетенций. Третий уровень – магистратура, которая может стать продолжением основной специализации или точкой повторной смены профиля обучения».
Обратите внимание на последнюю фразу: «Возможна повторная смена профиля». Судя по этой детали, специализированное высшее образование люди могут получить всего за два года. Возникает резонный вопрос – не слишком ли короткий срок?
Напомним, пробный камень по поводу разделения бакалавриата (на «2+2») забросили сразу после Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию в 2020 году. Комментировали предполагаемое деление так: «общий бакалавриат» характеризует «отложенный выбор». Мол, так появляется возможность определить направление подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении. Поэтому студенты осознанно подходят к выбору будущей специальности.
Официальная точка зрения сводилась к тому, что это серьезно меняет саму суть подготовки выпускников, которые смогут теперь гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы. Кроме того, эта схема делает возможным обучение студентов не в одном вузе от начала до конца, а в разных. Тем самым повышается мобильность студентов, крепнут связи между вузами. Студенты смогут легко менять не только направление подготовки внутри одного университета, но и сам университет. Эта схема выгодна университетам в финансовом плане: можно читать лекционные курсы в одном потоке и тем самым сокращать финансовые затраты.
Официальную точку зрения озвучил помощник президента Андрей Фурсенко на одной из дискуссий «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми». По его мнению, сегодня быстро меняются запросы рынка, специализации и специальности. И зачастую студенты, начав изучать какой-то предмет, к моменту окончания учебы сталкиваются с тем, что этого предмета уже нет в этом виде. Это следствие увеличившегося жизненного темпа. Образованию нужно как-то реагировать. И таким ответом могла бы стать система «2+2+2».
Помощник президента подчеркнул, что предлагаемая схема не есть нечто абсолютно новое. В каком-то смысле она продолжает советскую систему, опробованную еще в Физтехе (МФТИ). Первые два курса там посвящены углубленному изучению фундаментальных основ физики, а затем одновременно с продолжением образования студенты четыре года активно участвуют в научной работе по развитию конкретных высокотехнологичных направлений на специализированных базовых кафедрах.
Действительно, так и было, вспоминает собеседник «НГ», выпускница Физтеха 1977 года Надежда Коновалова. Первые два года студенты в те времена проходили общетеоретические базовые дисциплины. На третьем курсе студентов делили на группы по специальностям. Чтение теоретических общих дисциплин и спецкурсов продолжалось и на четвертом курсе. На пятом студенты выходили на госэкзамены. А на шестом курсе шла работа над дипломами в НИИ под присмотром научных руководителей. «Физтеховское образование той поры было настолько сильным, – вспоминает Надежда Коновалова, – что студенты, приехавшие по обмену из Мичиганского университета, в восхищении говорили, что они такой материал проходят только в аспирантуре».
Так что предлагаемая сегодня схема действительно не нова. Но опыт Физтеха уникален, как и сам Физтех. Легко ли его повторить «простому смертному» университету? «По старой системе тоже были общие предметы типа математики и философии, но был и профиль с 1-го курса. А теперь профиль – только с 3-го, и студенты за два года должны получить специальность, которую до этого получали за четыре», – оставляют комментарии вчерашние студенты региональных вузов на форуме в Telegram-канале под публикацией интервью Ивана Романчука.
«Большинство в первые два года просто не понимают, зачем они сюда поступили и почему их не учат по специальности. И если по каким-то предметам, может быть, не заметна разница, то по языкам точно она есть. Одно дело учить язык с 1-го курса по 4-й, другое – только последние два года. По старой системе многие мои знакомые со 2-го курса уже работали в области своего профиля, а сейчас до 3-го курса, кроме предметов по выбору, никакого профиля не предусмотрено», – вот еще один отзыв.
Кстати, Фурсенко на обсуждении модели «2+2+2» отмечал, что данная схема не может быть применима ко всем. Требуется взвешенное решение университетов.