0
8937
Газета Образование Печатная версия

30.10.2024 18:35:00

Обобщенный портрет студента распадается на шесть категорий

Социологи выяснили, что больше всего отличников среди общительных и вовлеченных в жизнь вуза

Тэги: ниу вшэ, проект, модели образовательного поведения, обобщенный портрет студента


ниу вшэ, проект, модели образовательного поведения, обобщенный портрет студента Сегодня надо говорить не об обобщенном портрете студента, но о «портретной галерее». Фото агентства «Москва»

В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представили результаты проекта «Модели образовательного поведения». Социологи проследили, как студенты относятся к учебе и внеучебной деятельности. И с какими характеристиками связаны особенности их учебного поведения.

Исследование лонгитюдное (долговременное), и оно еще продолжается. Сейчас опросы проводятся в 14 российских университетах среди тех, кто был первокурсниками разных специальностей в 2022 и в 2023 годах. Под моделями образовательного поведения социологи подразумевают устойчивые формы взаимодействия с преподавателями, одногруппниками и в целом с образовательной средой вуза. Изучаются такие характеристики, как степень усердия в самостоятельной учебе, вовлеченность в активное обучение на занятиях и в групповых проектах, во внеучебные мероприятия в самом вузе (например, в творческие, социальные, научные задачи).

Помимо вопросов о поведении социологи собирают данные о социально-демографических характеристиках студентов, их занятости, состоянии здоровья. Молодых людей попросили поделиться мнениями о студенческом опыте и карьерными планами. Также исследование включает тест на уровень развития универсальных компетенций, в том числе критического мышления.

Каков же сегодня обобщенный портрет студента? Оказалось, что правильнее говорить не об одном обобщенном портрете, но о «портретной галерее».

Одну из выявленных групп социологи обозначили так: это те, кто прикладывает к учебе минимум усилий и делает это, чтоб их только не отчислили. У них немного ниже, чем в среднем среди опрошенных, активность на занятиях, они не участвуют во внеучебных мероприятиях в университете, а с одногруппниками общаются лишь по учебе. При этом они не склонны нарушать дисциплину. Таковых оказалось 22%.

Тех, кто везде успевает, раньше назвали бы «активными», их тоже 22%. Их жизнь во время учебы полностью связана с университетом: они усердно учатся самостоятельно и проявляют себя на занятиях, дружат с одногруппниками и вовлечены в университетские мероприятия.

Также есть те, кто полностью сосредоточен на учебе (их 18%).  Они наиболее усердны в самостоятельных занятиях, а также активны в аудитории. Студенты этого типа реже, чем в среднем по выборке, поддерживают дружеские связи с одногруппниками и гораздо реже участвуют во внеучебных мероприятиях.

У тех, кого в былые времена назвали бы «общественниками», социальная активность идет в ущерб учебе (17%). Студенты с таким типом поведения часто нарушают учебную дисциплину и не проявляют усердия на занятиях, но дружат с одногруппниками и участвуют во внеучебной активности в вузе.

Совсем не вовлечены в университетскую жизнь около 16% студентов. И они также неактивны и не проявляют усердия, часто нарушают учебную дисциплину, не общаются с одногруппниками. В целом их интересы лежат за пределами вуза.

Ну и среди студенческого контингента есть те, кто отличается демонстративно нарочитым поведением (их всего 5%). Молодые люди в этой небольшой группе не отстают от большинства учащихся в плане учебы, но при этом часто нарушают учебную дисциплину. Во внеучебную деятельность они также вовлечены. Можно сказать, они стараются сделать все, чтобы их заметили.

Больше всего отличников, как и следовало ожидать, – среди сосредоточенных на учебе (24%) и тех, кто успевает везде (34%). А среди тех, кто не вовлечен в университетскую жизнь, отличников всего 10%.

На «хорошо» чаще всего учатся те, кто «делает минимум» (из первой группы). Самый высокий процент троечников – среди не вовлеченных в жизнь университета. Среди девушек оказалось больше тех, кто редко нарушает учебную дисциплину, везде успевающих, делающих минимум, сосредоточенных на учебе. А среди юношей больше тех, кто пренебрегает учебой в пользу социальной активности или вообще не вовлечен в университетскую жизнь.

Социологи пока не могут ответить на вопрос, почему студенты тяготеют к той или иной группе, но предполагают, что на это может повлиять школьный опыт или уровень изначальной мотивации к учебе в вузе. Большинство опрошенных студентов отметили, что в вузе они стремятся получить необходимые для профессии знания и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

Согласно выводам социологов НИУ ВШЭ, современные студенты также сохраняют представление о том, что высшее образование упрощает карьерный путь и дает возможность для рывка в нем. Хотя и не считают получение диплома вуза своим долгом. 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1298
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
1505
На городское благоустройство выделено 360 миллиардов рублей

На городское благоустройство выделено 360 миллиардов рублей

Михаил Сергеев

В России продолжаются аварийные отключения отопления и водоснабжения

0
1439
Регуляторные контракты ускорят газификацию

Регуляторные контракты ускорят газификацию

Борис Николаев

В каждом регионе создается единый центр ответственности за энергоснабжение

0
1992

Другие новости