У студентов повысилась популярность направлений подготовки и специальностей в области инженерного дела, технологий и технических наук. Фото агентства «Москва»
Очередное исследование «Образование в цифрах», представленное Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, посвящено тому, как изменилось наше образование за последние годы. По традиции в издании представлены основные показатели, характеризующие в динамике развитие всех уровней образования в РФ, а также в сопоставлении с ключевыми индикаторами развития этой сферы в зарубежных странах.
Согласно новым данным, за последние три года хоть и незначительно, но выросла подготовка педагогических кадров для системы образования. Численность выпускников программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, получивших в 2023 году квалификацию в области образования и педагогических наук, увеличилась по сравнению с 2021 годом на 5%. Дипломированным специалистом в данной области по итогам 2023 года стал каждый девятый выпускник программ высшего образования.
Усиление внимания государства к инженерным направлениям тоже дало свои результаты. Повысилась популярность направлений подготовки и специальностей в области инженерного дела, технологий и технических наук у студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры. Стабильно растет число выпускников системы среднего профтехобразования (СПО) на этом направлении. И выпуск на рынок высококвалифицированных рабочих инженерных специальностей тоже оживился. Пережив временное падение, он снова достиг уровня 2016 года.
Параллельно снижается спрос на юридическое и экономическое высшее образование. Это оказалось результатом регулирования спроса на эти специальности через сокращение бюджетного финансирования. Если в 2020 году квалификацию в области экономики, управления и юриспруденции получили более трети (35%) выпускников программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, то в 2023 году их доля сократилась на 4 процентных пункта (31%), а численность – с 295,2 тыс. до 252,1 тыс. человек.
Онлайн-формат обучения уверенно входит в студенческую жизнь. На начало 2023/24 учебного года каждый второй студент осваивал программы бакалавриата, специалитета, магистратуры с применением электронного обучения (51%) и дистанционных образовательных технологий (46%). Среди студентов среднего специального образования (СПО) – 39 и 41% соответственно.
Программы СПО становятся все более востребованными. Это заметно по росту численности студентов программ подготовки специалистов среднего звена: она в последние годы постепенно приближается к численности студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры. На начало 2023/24 учебного года по программам СПО обучались 3,1 млн человек (по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры – 4,3 млн человек). По сравнению с 2020/21 учебным годом прирост показателя составил 14% (вдвое больший, чем прирост по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры). Выпуск специалистов среднего звена за этот период вырос на 18% (бакалавров, специалистов, магистров, наоборот, сократился на 5%).
Студенты программ СПО в своем большинстве ориентированы на профессии и специальности в области инженерного дела, технологий и технических наук. В 2023 году 68% квалифицированных рабочих и служащих (113,4 тыс. человек) получили профессию в данной области. Среди специалистов среднего звена освоили специальность в данной области 41% (264,3 тыс.), из которых каждый пятый (51,9 тыс.) – в сфере информатики и вычислительной техники, информационной безопасности. На втором месте у специалистов среднего звена – науки об обществе: численность выпускников составила 189,9 тыс. (29%), из них большинство (23%) – в сфере экономики и управления, юриспруденции.
С 2019 года Россия проводит исследования по модели международной программы оценки образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Этот тест определяет уровень функциональной грамотности школьников и умение применять знания на практике.
За период с 2018 года (последний год официального участия России в международном исследовании PISA) по 2022-й средние баллы российских школьников по читательской грамотности выросли с 479 до 504 баллов, математической – с 488 до 503 баллов, естественно-научной – с 478 до 484 баллов (после небольших провалов в 2020, 2021 годах – по естественно-научной грамотности).
Постепенно решается проблема многосменного школьного обучения. Происходит это за счет ввода ученических мест в общеобразовательных организациях. Если в 2021 году число ученических мест выросло по сравнению с 2020 годом на 9%, то уже в 2022 году по сравнению с 2021 годом – почти на четверть, а в 2023 году по сравнению с предыдущим годом – еще на треть (34%).