За последние пять лет в России вдвое уменьшилось количество школьников, сдающих физику на ЕГЭ. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
Специалисты Института стратегии развития образования дали разъяснения учителям, какие руководящие документы помогут им в обучении детей физике. В том числе среди них и подробный разбор того, чем базовая физика отличается от углубленной.
Напомним, в РФ есть учебные заведения, которые специализируются на углубленном изучении каких-либо предметов. От обычных они отличаются тем, что там углубленные курсы тех или иных предметов – это не дополнительная возможность, а основной подход к обучению. И есть классы с углубленным изучением предмета, которые чаще всего формируют в частных учебных заведениях, а также лицеях и гимназиях. В обычных средних школах – это редкость.
Изучение физики на базовом уровне предусматривает 238 часов за три года обучения: 2 часа в неделю в 7-х и 8-х классах и 3 часа в неделю в 9-м классе. На углубленном уровне должно быть потрачено 340 часов за три года обучения: 3 часа в неделю в 7-х и 8-х классах, 4 часа в неделю в 9-м классе. Помимо времени из обязательной части учебного плана (как на базовом уровне) выделяется дополнительно час в неделю из вариативной части учебного плана. Кроме того, школа по своему усмотрению может начинать изучение физики на углубленном уровне начиная с 8-го класса, выделяя дополнительный час только в учебном плане 8-х и 9-х классов.
По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по физике выбрали 139,5 тыс. выпускников, в 2021 году – 128 тыс., в 2022-м – 100 тыс., а в 2023 году – 89 тыс. человек. На углубленном уровне его изучают только 3% российских школьников, при этом места на вузовских инженерных программах зарезервированы под 24% выпускников.
За последние пять лет в России вдвое снизилось количество школьников, сдающих ЕГЭ по физике. Они предпочитают информатику. В итоге в вузе им сложно учиться на инженерных направлениях. Только 27% учеников посчитали физику предметом, который очень им пригодится в жизни. Между тем, как напомнили недавно на съезде физиков в «Сириусе», этот предмет формирует научное мировоззрение, развивает критическое мышление, помогая отделять реальность от вымысла. Физика создает основу для технологического развития, играет системообразующую роль в других естественных и технических науках: в химии, биологии, биомедицине, материаловедении, строительстве, машиностроении и т.д.
За последние 30 лет время, запланированное на изучение физики в российской школе, сократилось на 30%. А за последние четыре года число физико-математических классов сократилось более чем вдвое – с 7 тыс. до 3 тыс. Вместо физики нынешние школьники выбирают информатику. И родители поддерживают этот выбор. Но информатика – не альтернатива физике, считают специалисты, она инструмент для решения задач.
Минпросвещения РФ запланировало несколько решений, способных эту ситуацию поправить. Одно из них – изменения в ЕГЭ по физике, которые предлагает внести профессиональное сообщество. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) обещает, что в тестовых заданиях появятся новые задачи. И разработчики отмечают, что физика станет более доступной и реальной.
Физика, как и ряд других предметов, изучается на углубленном и на базовом уровне. Разработчики предлагают точнее определиться, в чем разница между углубленным и базовым изучением.
В изучении физики на том и другом уровне используется единая структура содержания программы. На уровне основного общего образования в 7-м классе изучается роль физики в познании окружающего мира, даются первоначальные сведения о строении вещества, движении и взаимодействии тел, передаче давления телами, о работе и энергии. В 8-м классе – тепловые, электрические и магнитные явления. В 9-м классе – механические явления, механические колебания и волны, электромагнитные поля и волны, квантовые явления. На уровне среднего общего образования в 10-м классе изучаются механика, молекулярная физика и первая часть электродинамики (электростатика и постоянный ток); в 11-м классе – вторая часть электродинамики, колебания и волны (механические и электромагнитные), квантовая физика, элементы астрофизики.
И основные различия между изучением физики на базовом и на углубленном уровнях, как это отмечается в документах, рекомендованных учителям, состоят в глубине изучаемого теоретического материала, в его объеме, в количестве лабораторных работ (практикум), а также в уровне сложности качественных и расчетных задач, предлагаемых для решения.
А также важно отметить навыки проведения научных исследований. Они также формируются как на базовом, так и на углубленном уровне изучения физики. Но при углубленном изучении от учащегося требуется больше самостоятельности и осознанности в применении методов научного познания.