0
7382
Газета Образование Печатная версия

23.10.2024 18:26:00

Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Физиологи предупреждают, что интернет-зависимость наступает незаметно

Тэги: смартфоны, электронные гаджеты, интернет зависмость, физиология, дети, когнитивное развитие


смартфоны, электронные гаджеты, интернет зависмость, физиология, дети, когнитивное развитие Сегодня фактически все дети в трехлетнем возрасте уже имеют опыт общения с электронными гаджетами. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru

«Убери телефон!» – эта фраза может послужить родителям своеобразным маркером для определения интернет-зависимости их ребенка. Если после этой фразы ребенок спокойно отдает телефон и быстро находит себе другое занятие, то родителям можно на время успокоиться. Чего-чего, а серьезной проблемы пока нет.

Как уверяют психологи, интернет-зависимость – это состояние, при котором человеку сложно контролировать время, проводимое в интернете, и постоянно возникает навязчивое желание быть с гаджетом наедине. Ребенку также перестают быть интересными поездки, прогулки, кружки, общение с друзьями. И гаджет замещает у него стремление к познавательной активности. Если у юного пользователя попытаться отобрать телефон, то могут быть и крики, и слезы, и истерики.

Можно ли вылечить ребенка от интернет-зависимости? Нет, подчеркнула в беседе с обозревателем «НГ» физиолог Марьяна Безруких. Можно только заменить это увлечение чем-то не менее увлекательным. Здесь, правда, тоже есть нюансы. Вот случай из практики. До возникновения интернет-зависимости у ребенка была мечта попасть в кружок, где создавали куклы и мягкие игрушки. Родители отвели его в такой кружок. Но ребенку это занятие быстро наскучило. Особенно после того, как у него не получалось то, что хотелось. Родители отвели его в другой кружок, и все повторилось снова. Получается, что интерес зависимого ребенка удерживать на чем-то одном очень тяжело.

Как рассказала Марьяна Безруких, в Институте возрастной физиологии РАО она вместе со своими коллегами на протяжении ряда лет активно занималась проблемами, связанными с влиянием гаджетов на школьников. Одно из направлений ее исследований было связано с изучением использования электронных устройств детьми в дошкольном возрасте. «Пять-семь лет назад никому и в голову бы не пришло анализировать: используют ли гаджеты годовалые дети или нет, – поясняет Марьяна Безруких. – А сегодня это уже реальность».

Исследования Института возрастной физиологии РАО в 2019–2022 годах, включающие более 6,5 тыс. родителей в разных регионах России, показали резкое снижение возраста и увеличение количества детей, использующих гаджеты. Например, если в 2019 году среди детей до года и в год, «использующих» гаджеты, было соответственно 1,9 и 4,3%, то в 2022-м – 3,6 и 7,9%. Еще более тревожные цифры среди детей двух и трех лет – соответственно 10,6 и 22,3% в 2019-м, 35,5 и 50,4% – в 2022-м. Фактически все дети в трехлетнем возрасте теперь имеют опыт применения гаджетов, отмечает Марьяна Безруких. При этом более 40% делают это ежедневно и используют гаджет не 15 минут, как рекомендуют санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН), а все 30 минут, а то и более 1,5 часа.

Еще одно направление деятельности института, о котором рассказала Марьяна Безруких, касается темы чтения с экрана. Оно теперь стало доминирующим у молодежи и учеников старшей школы. На начальных этапах формирования навыка цифрового чтения, отмечают физиологи, все проблемы этого процесса совпадают с проблемами, испытываемыми людьми при чтении печатной литературы. А у подростков 14–15 лет все зависит от степени сформированности навыка и опыта чтения. Общий вывод исследования: цифровое чтение не является более утомительным и не снижает качество восприятия текста, если навык чтения сформирован. Другое дело, насколько вообще сформирован навык чтения у школьников.

Вернемся к вопросу интернет-зависимости. Как считает Марьяна Безруких, если трехлетний ребенок пользуется гаджетом по полтора часа в день, годам к 10 оторвать его от этой «беды» будет практически невозможно. Поэтому надо отказаться от использования гаджета для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка. С самого первого раза.

Отдельно Безруких заострила внимание не теме просмотра гаджетов во время еды. Многие родители совершают ошибку, когда, давая полезную, но нелюбимую пищу, включают при этом планшет или смартфон. Когда поглощение пищи связано с просмотром гаджетов, то ребенок начинает воспринимать этот процесс как процесс получения удовольствия. В будущем это сформирует зависимость от еды: человек будет заедать любой стресс.

Также физиологи обращают внимание на то, как действует пример родителей на ребенка. Исследования показали прямую зависимость когнитивного развития детей дошкольного возраста от времени, которое их родители проводят за компьютером или со смартфоном. Чем больше времени родители проводят в интернете, тем хуже развита речь ребенка четырех-пяти лет. И наоборот – чем больше живого общения, такого как чтение книг, совместные прогулки, походы в театры и музеи, игры, спорт, тем успешнее происходит интеллектуальное развитие детей.

Так что совет родителям: не «подсаживайте» детей на гаджеты. Проблем потом будет еще больше. 


Читайте также


Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
2852
Дети киргизской элиты пошли в политику

Дети киргизской элиты пошли в политику

Виктория Панфилова

Власти страны призвали проверять кандидатов в депутаты на причастность к коррупции и криминалу

0
4723
В Белоруссии семья и государство едины

В Белоруссии семья и государство едины

Дмитрий Тараторин

Лукашенко велел следить, чтоб выделенные детям деньги не пропивали родители

0
2458
Нобель-2024: Генетическая механика многоклеточных существ

Нобель-2024: Генетическая механика многоклеточных существ

Для развития и функционирования организмов оказались принципиально важны молекулы микроРНК

0
2006

Другие новости