0
151
Газета Образование Печатная версия

16.10.2024 18:47:00

Психологи объясняют феномен математической тревожности

Не спешите ругать ребенка – причины отставания в арифметике или алгебре могут быть самые неожиданные

Тэги: шанхай, клиника, трудности в понимании математики, математическая тревожность, рабочая память


шанхай, клиника, трудности в понимании математики, математическая тревожность, рабочая память Причин, которые затрудняют изучение математики, много. И математическая тревожность – только одна из них. Фото Виктора Бартенева/PhotoXPress.ru

В Шанхае создали специализированную клинику для детей и взрослых, испытывающих трудности в понимании математики. Об этом сообщает South china morning post. Центр открыт на базе шанхайской больницы. Управление клиникой взяла на себя команда психиатров в сотрудничестве с Институтом психологии и поведенческих наук Шанхайского университета Цзяо Тун.

Китайские специалисты считают, что пространственные когнитивные способности играют решающую роль в способности учащегося решать математические задачи, особенно по геометрии. У студентов, не понимающих геометрию, теменная область мозга демонстрирует пониженную активность.

Дефицит способности пространственного восприятия и воображения негативно сказываются и на понимании других предметов естественно-научного и точного рядов – алгебры, химии и физики. Предполагается, что терапия будет комплексной, в том числе включающей назначение медикаментов. Сначала специалисты проведут диагностику и установят причины проблем с пониманием предмета, а затем назначат лечение.

Хоть центр изначально позиционировался как детский, проходить лечение в нем могут и взрослые. Плата за пациента составляет 316 юаней (45 долл. США) за прием.

Хочется вспомнить историю Джона Нэша (1928–2015). Он – единственный ученый в мире, который получил одновременно две премии – Нобелевскую по экономике (1994) и высшую награду для математиков – Абелевскую премию (2015). А наш интерес здесь вызывает тот момент, что именно математика помогла ему жить с шизофренией, которую диагностировали у Нэша еще в молодости. В биографии ученого – долгие годы борьбы с болезнью, переезды и потери. Но в 1980-х Нэш мощным волевым усилием заставил себя не обращать внимания на симптомы болезни и занялся любимой математикой. Врачи изумленно разводили руками, но этот странный метод сработал. Ученый прожил долгую и насыщенную жизнь. Сама же история Нэша легла даже в основу фильма «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли.

На какое-то время оставим в стороне вопрос связи психиатрии и математики, обратимся к психологии. И здесь можно дать слово уже нашим ученым. Академик РАО, доктор психологических наук Сергей Малых задумался о помощи школьникам в изучении математики много лет назад. Сегодня он исследует явление математической тревожности.

Очень интересный факт – в США «математической тревожностью» вплотную занимаются с 60-х годов прошлого столетия. У нас на это явление долгое время вообще не обращали внимания. Скорее всего по той причине, что в СССР в эти же самые 60-е годы была проведена реформа математического школьного образования, в которой принимал активное участие выдающийся математик XX века академик Андрей Колмогоров. Им была создана система поддержки одаренных школьников, большим тиражом издавался журнал «Квант», пользовавшийся просто небывалой популярностью.

Да и в целом уровень математической подготовки школьников и выпускников вузов в те времена был достаточно высок и удовлетворял запросу общества. Только ближе к середине 90-х социальная нестабильность разуверила общество в престижности естественно-научного образования. В первую очередь это сказалось на точных науках.

Как рассказал в беседе с обозревателем «НГ» Сергей Малых, причин, которые затрудняют изучение математики, много. И математическая тревожность – только одна из них. Факторы, влияющие на появление математической тревоги, можно разделить условно на несколько групп: педагогические (стиль обучения, методы проверки знаний, стратегия запугивания), социальные (установки родителей и учителей), интеллектуальные (способности к математике, дислексия, дискалькулия) и личностные (низкая самооценка, застенчивость, тревожность, неуверенность в своих силах).

Но прежде, считает психолог Малых, при обсуждении темы математической тревожности имеет смысл говорить о рабочей памяти. Рабочая память – это когнитивная система ограниченной емкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. Чем меньше объем рабочей памяти – тем меньше запоминаем.

Когда у человека возникает математическая тревожность, то она занимает весь объем рабочей памяти и человек не запоминает. Что любопытно, математическая тревожность не коррелирует с обычной тревожностью. Человек может не испытывать тревоги по другим поводам и иметь ее только в ситуациях, связанных с математикой, напоминает Сергей Малых.

Еще очень важный аспект. Одним из факторов формирования математической тревоги у школьников оказалось наличие ее у учителя. Если сам учитель чувствует себя недостаточно уверенно при решении математических задач, то вольно или невольно он передает это отношение детям, особенно это влияние заметно в начальной школе.

Наиболее эффективные методы борьбы с маттревожностью – мотивация, регуляция эмоций и когнитивная поддержка, считает Сергей Малых. Два последних фактора, если с ними работать, то позитивный эффект наблюдается, утверждает ученый. 


Читайте также


Польша наводит мосты с Китаем

Польша наводит мосты с Китаем

Валерий Мастеров

Переговоры Анджея Дуды в Пекине вызвали критику у него дома

0
2701

Другие новости