0
192
Газета Образование Печатная версия

09.10.2024 18:16:00

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

Тэги: высшее образование, вуз, экзамены, абитуриенты


высшее образование, вуз, экзамены, абитуриенты Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заверил, что изменения в перечень обязательных вступительных испытаний в вузы будут вводить поэтапно. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

Сегодня, 10 октября, заканчивается публичное обсуждение проекта перечня вступительных испытаний при приеме в вузы. Несколько дней назад на расширенном заседании общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ с участием ректоров, представителей Минпросвещения и Рособрнадзора было сделано по этому поводу несколько важных заявлений.

Напомним, что проект перечня, включивший в себя предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, был размещен для ознакомления на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения. В исходной версии документа было сохранено требование к абитуриенту предоставить результаты по трем ЕГЭ (в ряде случаев – по четырем). Кроме того, сохранено и право университета формировать окончательный перечень ЕГЭ по специальности. Обязательным для всех специальностей оставался результат ЕГЭ по русскому языку.

Перечень вступительных испытаний формировался следующим образом: русский язык, профильный предмет из списка обязательных (вуз выбирает один предмет из рекомендованных перечнем предметов по специальности), один-два профильных предмета из оставшихся в списке (вуз может сделать этот выбор сам или предоставить его абитуриенту).

С уже новыми поправками проект предполагает изменение перечня вступительных испытаний по педагогическим направлениям: наряду с русским языком обязательным станет экзамен по обществознанию, а также по профильному предмету (например, кто хочет стать учителем химии, должен будет сдать ЕГЭ по химии). Сделать обязательными вступительные испытания по профильным предметам для педагогических направлений предлагают со следующего года.

Вообще, как заявил на заседании общественного совета министр науки и высшего образования Валерий Фальков, изменения в перечень обязательных вступительных испытаний будут вводить поэтапно: в 2025 году вступят в силу обновления для направлений подготовки, где список экзаменов изменится незначительно. А часть с «существенными новациями» начнет действовать с 2026 года.

Также на заседании озвучили возвращение обязательного экзамена по иностранному языку для поступления на направления подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Управление персоналом». Вопрос формата экзамена по русскому языку для поступающих на инженерно-технические специальности пока остается открытым.

Тенденция склонить чашу весов в сторону качественного набора в инженерные вузы понятна. Интерес государства вполне прагматичен: в части распределения бюджетных мест инженерные специальности сегодня находятся в приоритете. Так, на днях пришло сообщение, что правительство России выделило 1,5 млрд руб. на поддержку преподавателей фундаментальных дисциплин. В 2024 году стартует пилотный проект по повышению оплаты труда преподавателей технических дисциплин. Речь идет о предметах, относящихся к таким областям, как «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки» и «Здравоохранение и медицинские науки». Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Этот пилотный проект будет реализован на базе 50 вузов – участников федерального проекта «Передовые инженерные школы». Сейчас такие школы созданы в 23 регионах России. По предварительным оценкам, нововведение коснется примерно 8 тыс. преподавателей, ведущих курсы по фундаментальным дисциплинам у 185 тыс. студентов.

Даст ли это ожидаемый результат, узнаем спустя какое-то время. Пока же видится, что начинать надо со школьных учителей. ЕГЭ по физике в минувшей выпускной школьной кампании сдали всего 16% выпускников. Для сравнения: до пандемии таковых было 26%. К тому же лонгитюдное исследование НИУ «Высшая школа экономики», охватившее свыше 4 тыс. студентов инженерных специальностей, показывает, что 24% первокурсников отчисляют из университетов уже после первого года обучения по причине академической неуспеваемости. И больше всех риску выбыть подвергаются студенты с низкими баллами ЕГЭ по математике, а также те студенты, чей выбор направления подготовки был не по желанию, а по необходимости. Так что есть о чем задуматься. 


Читайте также


Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Елена Герасимова

Прием в университеты растет, но качество подготовки абитуриентов падает

0
5883
О природном даре учиться в университете

О природном даре учиться в университете

Наталья Савицкая

Неравенство в доступе к знаниям исключает справедливый отбор талантливых детей

0
7263
Миллионы россиян рискуют получить ненужные дипломы

Миллионы россиян рискуют получить ненужные дипломы

Михаил Сергеев

Система высшего образования не поспевает за быстрыми изменениями рынка труда

0
3524
Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Наталья Савицкая

Ректоры технических вузов не хотят, чтобы снижался уровень гуманитарной подготовки абитуриентов

0
8997

Другие новости