0
233
Газета Образование Печатная версия

02.10.2024 18:18:00

Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Дело совсем не в сроках обучения, считает историк педагогики

Тэги: образование, 11 летка, михаил богуславский, интервью


образование, 11 летка, михаил богуславский, интервью Фото сайта mgpu.ru

Недавнее предложение помощника президента РФ Владимира Мединского о сокращении срока обучения детей в средней общеобразовательной школе до 10 лет, как это было раньше, в советское время, вызвало бурную дискуссию в обществе. Кто-то сразу же поспешил обвинить инициаторов изменений в намерении лишить детей хорошего образования, детства, перспектив на развитие и т.д. Кто-то, наоборот, приветствует изменения. Разобраться по существу вопроса обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ помогает историк, доктор педагогических наук Михаил БОГУСЛАВСКИЙ.

Михаил Викторович, вопрос к вам как к историку педагогики, понимающему процессы образования. История с отменой 11-летки у нас ведь уже была? Не так ли?

– Абсолютно верно, 11-летнее образование у нас вводили дважды. Первый раз в 1959 году. Тогда была создана 11-летняя школа для того, чтобы ученики смогли без отрыва от учебы получить в старших классах трудовую подготовку и обрести профессию. Через пять лет 11-й класс был ликвидирован как неудавшийся эксперимент. Но вплоть до 1965 года ученики средней школы работали на предприятиях два дня в неделю, получая параллельно профессию.

Давайте сразу уточним: всеобщее обязательное восьмилетнее образование было введено в 1959 году. А до этого обязательное образование было семилетним? И обучение в старшей школе (9–10-е классы) было платным.

– В принципе это так. Платным было обучение в старшей школе с 1939 по 1954 год. В 1957 году были опубликованы тезисы ЦК КПСС, где школу вообще хотели сделать только семилетней. А вот 8–10-е классы – это те классы, где учащиеся будут и учиться, и работать. Причем обучение планировалось сделать вечерним. Но в итоге это вылилось в 11-летнее дневное обучение, сочетаемое с получением профессии.

Продолжим про 11-летку...

– Второй «подход к снаряду» был осуществлен 1 сентября 1986 года. Вызван этот шаг был реформой средней общеобразовательной школы. Первая особенность этой новой 11-летки – школа подстраивалась теперь снизу, обучение начиналось с шести лет. Реформу 1984 года в народе называли реформой Андропова–Черненко, но готовил ее отец нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева – Гейдар Алиев, который работал тогда в ЦК КПСС. Согласно этой реформе, школа переводилась на обучение детей с шести лет. Объяснялось это тем, что увеличивался объем знаний и школа не успевала дать этот объем в существующие сроки.

Сразу заметим, что переход на обучение детей с шести лет тогда было сложно осуществить, потому что у детей этого возраста должен быть дневной сон. К тому же и учителей с соответствующей подготовкой, и методик по обучению детей детсадовского возраста в школе тогда не было. Единственной книгой для обучения шестилеток, которая существовала на то время, была книга учителя-новатора Шалвы Амонашвили под названием «Здравствуйте, дети!». И эта 11-летняя школа существует до сих пор. Хотя в 1990-х годах школа фактически опять стала 10-летней, в ней не было 4-го класса – ученики сразу переходили из 3-го в 5-й класс. Поэтому она числилась и числится 11-летней номинально.

Можете подробнее раскрыть нам этот феномен?

– В последние несколько лет почти нигде не набирают в школу детей с шести лет. Берут от 6,5 до 7,5 года. В Москве работает проект «Эффективная начальная школа». По нему школа фактически уже 10-летняя, потому что там 1–3-й классы – это начальная школа, а затем дети сразу идут в 5-й, минуя 4-й. Отдано это на усмотрение директоров. Поэтому в школах есть начальные классы, работающие и по схеме 1–4, и по схеме 1–3. Таких школ сейчас примерно 15–20%.

Сейчас все говорят, что причина предлагаемого сокращения сроков обучения – проблема нехватки кадров для эффективной работы экономики...

– У нас действительно есть проблема кадров. Все руководители говорят одно и то же на самых разных уровнях власти и производства: количество рабочих кадров снижается, квалифицированных рабочих – тем более. И эта причина – доминантная, сейчас вдобавок озвученная на официальном уровне устами помощника президента.

Но родители этого не хотят. Вот и статистика от рекрутинговых агентств свидетельствует о том, что они против перехода школы на более короткий срок обучения.

– Да, есть сейчас такая статистика, что только 35% родителей выступают за 10-летний срок обучения, а 65% – за 11-летний. Но скажу вам, цифры эти лукавые. Есть и всегда были родители, которые хотят, чтобы дети как можно раньше выходили на рынок труда. Так диктует экономическая обстановка в их конкретной семье. И дети, и родители в таких семьях знают, что сейчас только 15% вакансий на рынке труда предполагают у кандидатов высшее образование.

А есть такие, знаете, «зацелованные» дети, родители которых настроены как можно дольше длить сроки пребывания детей в системе образования. Это им тоже по-своему выгодно, потому что взросление детей в таких семьях происходит медленнее. Чем позже ребенок выйдет на рынок труда, тем сохраннее он как дитя для родителей будет. К тому же дети обеспеченных родителей ориентированы часто на западный рынок, на карьеру.

У нас же был в свое время разработан план перехода на 12-летнее обучение? Не так ли?

– Когда мы в начале ХХI века только вступили в Болонский процесс и стали вводить у себя бакалавриат, то встал вопрос о переходе школы на 12-летку по западному образцу. Там же везде учатся 12, а то и 13 лет. Были написаны под это учебники, методики. Потом стало ясно, что дело совсем не в количестве сроков обучения, а в качестве содержания образования.

И все-таки причина сегодняшнего перехода кроется ведь не только в нехватке рабочих кадров?

– Нет, конечно! Не только... Надо брать во внимание еще и общую ситуацию, при которой мы живем. Благодаря бурному развитию информационных цифровых технологий сегодня можно в разы уплотнить процесс получения знаний. А для социализации ребенка 10-летний срок обучения – это вполне нормально. К тому же сегодня мы имеем такую статистику, что 50–60% молодежи уходят после 9-го класса в колледжи. Нам говорят, что они уходят туда, чтобы не сдавать ЕГЭ и поступить в университет уже с дипломом колледжа. Но в том-то и дело, что подавляющая часть выпускников системы среднего профессионального образования, СПО, ни в какие университеты дальше не поступает. Желание ухода в СПО самое простое, жизненное: как можно раньше включиться в трудовую деятельность и начать самому честно зарабатывать. Так что здесь присутствует целый ряд причин. 


Читайте также


Проклятие мужского пола

Проклятие мужского пола

Владимир Яшин

Диагностика простатита на доклиническом уровне несложная, но ею часто пренебрегают

0
991
Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Милена Фаустова

Выпад против науки вызвал протест даже у служителей церкви

0
1486
Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Анастасия Башкатова

Саудовская Аравия может опять вступить в негласную ценовую схватку с Россией

0
4092
Музей МХАТ – про историю страны

Музей МХАТ – про историю страны

Елизавета Авдошина

Софья Грачева рассказала "НГ" о коллекции в Камергерском переулке и о том, как искать и созидать культурные связи

0
1934

Другие новости