0
177
Газета Образование Печатная версия

02.10.2024 18:10:00

Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота

Разнообразие интересов родителей – залог развития детей

Тэги: исследование, постсоветские республики, дети, дополнительное образование, кружки, секции


исследование, постсоветские республики, дети, дополнительное образование, кружки, секции Наибольшей популярностью у младшеклассников пользуются социально-гуманитарные и творческие программы дополнительного образования. Фото с сайта www.edu.gov.ru

О том, как изменилось дополнительное образование в бывших постсоветских республиках за последние три десятилетия, рассказывает исследование, проведенное в НИУ «Высшая школа экономики». Исследование охватило 15 постсоветских стран и стало первым комплексным анализом изменений во внешкольном образовании за последние 30 лет.

В 1934 году советская поэтесса Агния Барто написала свое знаменитое стихотворение «Болтунья». Оно было необыкновенно популярно, даже положено на музыку. Вот один куплет из него: «Драмкружок, кружок по фото, / Хоркружок – мне петь охота, / За кружок по рисованью / Тоже все голосовали...»

Сегодня, по словам автора работы Ивана Иванова, в странах на постсоветском пространстве на 44% меньше детей посещают дополнительные занятия по сравнению с 1989 годом. Как отмечено в работе, кружки теперь чаще работают при обычных школах, а не в специализированных центрах. Многие занятия стали платными, возник частный сектор, а сеть специализированных организаций сократилась. Заметно влияние урбанизации: в городах появилось больше программ дополнительного образования, а в селах их выбор значительно сократился. Таковы основные выводы исследования.

В России, согласно официальной статистике, свыше 19 млн школьников занимаются в кружках и секциях. Наибольшей популярностью пользуются социально-гуманитарные и творческие программы, которые выбрали более 13 млн детей. Технические и естественно-научные кружки посетили почти 6 млн школьников.

По данным ВЦИОМ, большинство родителей (82%) хотят, чтобы их дети помимо уроков физкультуры посещали спортивные секции. Но больше половины родителей (54%) признают, что их дети не ходят на дополнительные физкультурно-спортивные занятия. И лишь 45% родителей детей-школьников сообщили, что их ребенок посещает такие занятия и секции. Объяснение этого феномена психологами сводится к следующему. Если родители водят детей на секции, но сами живут с внутренней настройкой «у меня нет на себя времени, я не успеваю», то рано или поздно дети тоже бросят занятия. Ребенок перенимает ту модель поведения, которую транслируют ему родители.

Уже выросло поколение родителей, на глазах которых как раз и отмирало советское дополнительное образование. Руководитель психологической службы Ярославского госуниверситета имени П.Г. Демидова Надежда Клюева в кулуарах недавно прошедшего Психологического форума в Российской академии образования поделилась своими наблюдениями. Психолог, занимающаяся со студентами уже не одно десятилетие, отмечает, что, конечно, современные студенты когнитивно слабее, чем предыдущие. Они не очень много читают, им бывает трудно быстро распознать текст в 14 слов, но у них больше возможностей для реализации своих запросов. Вот не совсем обычный пример…

Недавно студент факультета прикладной математики НИУ ВШЭ стал одним из победителей в конкурсе исследовательских проектов. Он представил устройство для обучения врановых птиц (это широко распространенное семейство птиц отряда воробьинообразных: черная и серая ворона, грач, галка, сойка, обыкновенный ворон, обыкновенная и голубая сорока) сбору мусора. Идея у молодого человека появилась, когда он наткнулся на новость о том, что во Франции в парке шесть ворон убирают мусор. Он изучил вопрос. Оказалось, это были одомашненные птицы, которых орнитологи специально обучили сбору мусора. Врановые не подвели нашего студента и уже освоили две стадии обучения из четырех.

Современные молодые люди отзывчивей своих предшественников, отмечает психолог Надежда Клюева. И социальная активность у них более развита. Например, многие очень серьезно относятся к волонтерству, замечает психолог. При этом они часто хотят сделать что-то полезное, но не знают, с чего начать. Какие-то частные инициативы есть, особенно в плане праздников, а вот чего-то более серьезного нет.

Согласно официальной статистике Министерства просвещения РФ, четыре кружка из пяти, посещаемых детьми, государственные. Среди направлений занятий наиболее популярно физкультурно-спортивное. На долю физкультурно-спортивного направления приходится 38,6% голосов в опросе. 22% выбирают художественные направления, еще 10% услуг приходится на социально-гуманитарное.

Но сегодня можно выделить в особую группу родителей, которые хотят для своих детей какое-нибудь особенное занятие. Например, не просто танцевальный кружок – это неинтересно. Нужен кружок экзотического танца. Причем этот выбор не зависит от толщины кошелька. И система идет им навстречу.

Как раз о гибкости и говорит исследователь Иван Иванов, подчеркивая, что новые системы дополнительного образования в странах постсоветского пространства начинают учитывать запросы семей и ориентироваться на мировые тренды. «Такая трансформация отражает более широкие изменения в постсоветских обществах – переход от государственного патернализма к рыночным механизмам», – заключает он. 


Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
784
Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Милена Фаустова

Выпад против науки вызвал протест даже у служителей церкви

0
1486
Мигрантов ставят во все более жесткие условия

Мигрантов ставят во все более жесткие условия

Екатерина Трифонова

Проверки по русскому языку пока не касаются новоиспеченных граждан РФ

0
1949
О том, как сила авторитета может исказить историческую правду

О том, как сила авторитета может исказить историческую правду

Андрей Щербак-Жуков

Филологи vs политологи

0
3131

Другие новости