Преподаватели зачастую жалуются на слабые знания молодых людей, ставших студентами. Фото PhotoXPress.ru |
По данным мониторинга НИУ «Высшая школа экономики», в этом году качество приема на самые востребованные специальности юристов и экономистов (куда идут в основном люди с самыми высокими баллами) улучшилось на 0,8 балла. Но доля внебюджетного приема при этом упала. Общая картина выглядит так: зачисленных на бюджет – меньше, и еще меньше – зачисленных на платное отделение, а качество приема чуть подросло.
Прием на укрупненные группы специальностей (УГН) «Сельское и рыбное хозяйство» и «Пищевые технологии», как показывает мониторинг, остался «на грани низкого качества приема на бюджетные и платные места». Средний показатель качества снизился для направления «Управление водным транспортом», однако рост приема в рамках данной УГН по сравнению с остальными рассматриваемыми направлениями-аутсайдерами составил 21% с 2021 года. Общий вывод: качество приема падает (падает средний балл ЕГЭ абитуриентов), при этом растет прием. Это объективно.
Субъективно – преподаватели в соцсетях жалуются на слабые знания молодых людей, поступающих в вузы. Сохраняется ситуация, когда разрыв между средним общим образованием и высшим только растет. И, похоже, не имеет тенденции к выравниванию.
Вот уже несколько десятков лет мы живем в обществе, где дети из семей с различными доходами имеют разные возможности в обучении. В элитных школах всего в избытке, в рядовых школах могут нанимать учителей с меньшим опытом и с меньшими навыками. Особенно это относится к сельским школам или школам на окраинах городских районов. Особенность таких школ – учителя в них, не очень хорошо обученные, склонны обвинять родителей в трудностях учащихся. Сами же педагоги не способны вести свой предмет так, чтобы все учащиеся могли усвоить сложную учебную программу.
Все это побуждает экспертов высказываться более радикально на тему сокращения слабого контингента студенчества. Недавно вообще прозвучало предложение из уст одного губернатора, что высшее образование нужно оставить только для избранных.
Между тем в отечественной практике существует опыт преодоления разрыва между общим средним и высшим образованием. Напомним, что 17 сентября 1920 года принят декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах». Декрет предполагал создание промежуточной ступени между средним и высшим образованием, благодаря которой доступ к высшему образованию был бы беспрецедентно расширен.
Речь идет о рабочих факультетах (рабфаках). Идея создания их принадлежала заместителю наркома просвещения РСФСР, историку Михаилу Покровскому. Попасть на рабфак можно было при условии рабоче-крестьянского происхождения, достижения 18 лет и делегирования от профсоюза, фабрично-заводского комитета, партийных и советских органов власти. Особенность учебы на рабфаке (дневном отделении) состояла в том, что она приравнивалась к работе на производстве и выплачивалась государственная стипендия. А в начале 1930-х годов наибольшее значение и популярность получили вечерние рабфаки, поскольку они позволяли учиться без отрыва от производства.
К середине 30-х годов надобность в рабфаках отпала. За 15 лет своего существования рабочие факультеты подготовили свыше полумиллиона абитуриентов и 40% студентов вузов. Однако в конце 60-х к идее рабфаков вернулись. И в 1969 году ЦК КПСС и Совет министров СССР постановили учредить в вузах страны подготовительные отделения. Формально они уже не назывались рабфаками, но в повседневной речи, а позднее в СМИ и официальных документах этот термин так и остался. Кстати, набирались на новые рабфаки в основном те, кто отслужил в рядах Советской армии.