Превратить сельскохозяйственный труд в развлечение на природе для студентов вряд ли удастся. Фото Reuters
Российских старших школьников и студентов бакалавриата можно задействовать в осенней сельскохозяйственной уборочной кампании. Такое предложение внесла член комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор от Ярославской области Наталия Косихина. По мнению законодателя, этот «полезный труд позволит учащимся отвлечься от неприятных мыслей».
«В России наступила осень, и проходит сельскохозяйственная уборочная кампания. Во всех регионах нашей страны специальные работники при помощи механической техники, а также вручную убирают урожай. Предлагаю рассмотреть вопрос о привлечении к труду молодого поколения – учеников старших классов, а также студентов бакалавриата», – заявила Косихина РИА Новости.
По мнению сенатора, «полезный труд, который не представляет вреда здоровью, позволит учащимся отвлечься от неприятных мыслей, познакомиться с новыми людьми и овладеть дополнительными навыками». Сенатор рассказала, что сама в школьные и студенческие годы «неоднократно принимала участие в данных работах»: «Это мне подарило незабываемые воспоминания и новых друзей, с которыми мы до сих пор вспоминаем, как вместе трудились на сельскохозяйственных работах».
В СССР действительно отправка студентов «на картошку» была и мерой по привлечению дополнительных рабочих рук к уборке урожая, и важнейшим элементом трудового воспитания: коллективизм, дисциплина, трудолюбие.
Нынешнее предложение сенатора Наталии Косихиной об использовании труда студентов родилось не на пустом месте. Напомним, что сегодня пересматривается подход к трудовому обучению. Долгое время в школе был вместо привычного «труда» предмет «технология», а сегодня все возвращается на круги своя. Теперь этот предмет называется «синтетически» – «труд (технологии)».
Толчком в решении вопроса послужил закон, который в августе 2023 года подписал президент России Владимир Путин. Поправки в законе «Об образовании» закрепили обязанности обучающихся поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации, а также с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой. Там же написано, что исключен запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия законных представителей. Вместо этого установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.
То есть теоретически у российских школьников сегодня уже есть модуль «Сельскохозяйственные работы» в рамках нового предмета «труд». Он прописан в рабочей программе для 5–9-х классов. Модуль включает в себя «Растениеводство», «Животноводство» и даже курс «Сити-фермерство». Эти рабочие модули применяются школами там, где в этом есть необходимость: в сельских школах, малых поселениях. В школах больших городов, где экспериментируют с разными формами приобщения к труду, такое тоже возможно. Может, там действуют по западному образцу. Так, принц Гарри пробовал себя в роли работника ранчо. Данный период проходил между окончанием им Итона и началом военной подготовки в Королевской военной академии Сандхерст.
Но, похоже, сенатор, предлагая студентам потрудиться «на картошке», имеет в виду нечто совсем другое: в ее трактовке речь идет не о тяжелых и длительных нагрузках, а «о краткосрочных поездках на день или выходные». Хотя одновременно сенатор делает отсыл и к советскому прошлому, когда бесплатный труд школьников и студентов микшировал ошибки и просчеты коллективного ведения хозяйства. Многие колхозы своими силами с уборкой не справлялись.
В публикации «Напоминание о ГКЧП, случившемся 33 года назад» (см. «НГ» от 20.08.24) рассказывается о том, как проходил августовский путч 1991 года. И там же приведены основные тезисы обращения путчистов к народу. Речь идет, заметим, о наведении порядка в стране:
«...Учитывая критическое положение с уборкой урожая и угрозу голода, принять экстренные меры по организации заготовок, хранения и переработки сельхозпродукции. Оказать труженикам села максимально возможную помощь техникой, запасными частями, горюче-смазочными материалами и т.д.
Незамедлительно организовать направление в необходимых для спасения урожая количествах рабочих и служащих предприятий и организаций, студентов и военнослужащих на село».
В общем, если внимательно проанализировать все сказанное сенатором, то получается, что речь идет о неком пикнике с элементами физического труда.
Но вот проблема: сегодня сельхозпредприятия – это аграрные комплексы, частные поля, фермерские хозяйства. И нужна ли им такая головная боль – дети и студенты, – полной уверенности нет. Первые для фермеров – очень хлопотно, особенно если это городские дети, и они ничего тяжелее скейта в руках не держали. Студенты могут попытаться «качать права», к тому же бесплатным трудом они заниматься вряд ли будут. Можно, конечно, увлечь их идеями волонтерства. Но для этого нужны веские доводы, что их труд действительно очень необходим людям. И говорить с ними в таком случае надо совсем не так, как это сделала сенатор Косихина.