0
5535
Газета Образование Печатная версия

18.09.2024 18:08:00

Проверочная работа Рособрнадзора

Школам и колледжам предложено ориентироваться только на национальные сопоставительные исследования

Тэги: рособрнадзор, школа, проверка знаний, впр


рособрнадзор, школа, проверка знаний, впр За учителями сохраняется право проводить контрольные работы по своему выбору, чтобы сделать учебный процесс более эффективным. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев объявил, что в оценке знаний школьников нужно ориентироваться на результаты всероссийских проверочных работ (ВПР). Напомним, что с нынешнего учебного года проведение контрольных работ муниципального (городского) уровня запрещено, а на региональном уровне можно проводить только те, что согласованы с Рособрнадзором.

Изменения были вызваны результатами проверок Рособрнадзора. Они показали, что на проведение различных контрольных работ и диктантов в школе тратится до 35% учебного времени и более 60% времени внеурочного, что создает огромную нагрузку и на учеников, и на педагогов.

Кроме того, ситуация активно обсуждалась родителями в соцсетях, которые жаловались на то, что значительную часть своего свободного времени вынуждены тратить на объяснение детям пройденного на уроке. Школы, по мнению многих родителей, не успевают закреплять с учениками пройденное на уроке, а множественные контрольные вынуждают их родителей во избежание плохих отметок обращаться к репетиторам или сокращать свое рабочее время, оставляя время для занятий с детьми.

Основным ориентиром в оценке знаний школьников в течение учебного года должны стать результаты всероссийских проверочных работ, объявил Анзор Музаев на совещании с регионами. «Итоги ВПР нужно использовать для промежуточной аттестации школьников и именно на их основе корректировать планы уроков, закрывая те пробелы в знаниях, которые обнаружатся, – отметил Музаев. – Разработчики ВПР – это лучшие педагоги России, задания проходят федеральную экспертизу». По словам руководителя контролирующего ведомства, это стандартизированные материалы, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОСам).

Также Музаев отметил: в школах и колледжах теперь будут проводиться только закрепленные нормативно федеральные оценочные процедуры. Это те самые ВПР и национальные сопоставительные исследования (НСИ). При этом один школьник или студент колледжа в течение учебного года будет участвовать только в одном из указанных мероприятий.

На нынешний учебный год запланировано 39 таких региональных оценочных мероприятий в 20 регионах. В основном они связаны с оценкой знания родных языков и владения функциональной грамотностью. Иные оценочные процедуры регионального уровня, по словам руководителя ведомства, неправомерны.

Если в администрацию школы поступает некое указание о проведении несогласованной с Рособрнадзором контрольной, директор должен отказаться от участия в ней и сообщить в Рособрнадзор. При этом, как уточнил Музаев, за учителями сохраняется право проводить собственные контрольные работы, чтобы сделать учебный процесс более эффективным.

Вообще, как заявил Анзор Музаев, контроль за соблюдением введенных ограничений станет одним из приоритетов для Рособрнадзора и региональных органов управления образованием.

Споры о контроле знаний посредством контрольных работ идут уже долгое время, это наша вечная проблема, отмечали недавно в Российской академии образования член-корреспондент РАО Михаил Богуславский и президент РАО Ольга Васильева. Еще в первые годы XX века началось движение педагогической общественности за то, чтобы разнообразить контрольные работы и сделать их более творческими, рассказал Михаил Богуславский. В то время уже проводился анализ результатов контрольных работ и внимательности детей во время их выполнения. И это уже были зачатки психологического подхода к проверке знаний через контрольные.

Мало того, уже в конце XIX века в некоторых учебных заведениях России на практике осуществили опыт обучения без отметок. Вот как выглядела замена отметок характеристиками: «Очень несамостоятельная и равнодушная ученица. Трудно понять или разобрать, что она знает или не знает. Из письменной работы видно, что старательно учит уроки» (дореволюционный журнал «Вестник воспитания»).

После Октябрьской революции безотметочный подход сделали повсеместным: не стало оценок, не стало контрольных. На протяжении 17 лет советская школа жила без каких-либо форм контроля. Но как накапливать оценки при этом?

В общем, в 30-е годы, когда стали формировать единое образовательное пространство, контрольные стали чуть ли не еженедельными. Это были не только министерские проверки знаний, но и городские, областные, региональные контрольные. Смысл, который закладывали при этом, заключался, по словам профессора Богуславского, в том, чтобы сместить акцент с оценки за работу на сам процесс подготовки и написания контрольной, на самостоятельность труда школьника.

Какой смысл обретают школьные контрольные сегодня? По словам руководителя надзорного ведомства, по внесенным в единую систему данным учителя и директора школ получают обратную связь, статистику и рекомендации, с которыми можно работать. Как это скажется на ученике и его родителях – покажет время.


Читайте также


Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
1317
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1439
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
9704
Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
11208

Другие новости