0
8198
Газета Образование Печатная версия

11.09.2024 18:22:00

Как выглядит бюджет времени современного школьника

Многие взрослые склонны игнорировать особенности подростковой физиологии

Тэги: ребенок, дети, родители, физиология, учеба, школа


ребенок, дети, родители, физиология, учеба, школа Завтракают современные дети вместе… с социальными сетями, а не только с родителями. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Лаборатория образовательного права Института образования НИУ ВШЭ провела исследование «бюджетов времени» школьников России, чтобы выяснить, какими видами деятельности они заняты в течение дня. Интересны детали исследования. Впрочем, рассказы опрошенных школьников совпадают с тем, что наблюдает типичный родитель каждый день.

Завтракают современные дети вместе… с социальными сетями (51,3% ответов) и общением в интернете (26,3%). В первую очередь это характерно для учеников средней и старшей школ. А младшеклассники по утрам чаще играют в телефоне. Если в первом классе таких 13%, то в четвертом – 33%. Со временем игры у них начинают терять привлекательность: к 8-му классу играют в смартфонах всего 10% от опрошенных детей.

В старшей школе чтение книг или комиксов обгоняет игры в телефоне или на компьютере: 6% все еще играют в 11-м классе, а 11% сообщали, что предпочитают чтение с электронных носителей. Слово «зарядка» у современных школьников сочетается исключительно с адаптером и электрическом шнуром. Впрочем, физической активности по утрам отдают предпочтение аж... 1,49% опрошенных школьников.

На уроках гаджеты теперь запрещены, дети от них отдыхают. Согласно ответам учеников, обычно в день у среднестатистического российского школьника 6–7 уроков. Об этом сообщили 66,5% школьников. А вот 3–4 урока в день всего лишь у 4,85% респондентов. В 9-м классе ученики впервые сталкиваются с расписанием из 8 уроков (так ответили 39% девятиклассников).

Отдыхают ли дети в школе? Отдыхают, но с гаджетами. Только 8% школ, по словам родителей, располагают специальными рекреационными комнатами, а также зонами для активного отдыха. Уровень физической активности на переменах, по мнению учителей, у школьников низкий, а уровень взаимодействия с гаджетами – высокий.

Более чем в половине случаев (64%) родители сообщали, что их ребенок не остается в школе после уроков. Среди детей, находящихся в школе во второй половине дня, часть проводили время в группах продленного дня, а часть – на дополнительных занятиях или с одноклассниками. Среди тех, кто уходит из школы после уроков, многие тоже идут на дополнительные занятия: об этом упомянули 68% родителей. Примерно 55% школьников сообщили, что посещают кружки или музыкальные, художественные школы или спортивные секции. В среднем дополнительные занятия случаются два раза в неделю, и этот показатель не слишком различается у учащихся разного возраста.

Кстати, согласно данным Минпросвещения РФ, кружки и секции посещают 76% детей от 5 до 18 лет. К 2030 году этот показатель ведомство планирует довести до 82%. При этом чиновники обещают, что каждый третий ребенок сможет заниматься по дополнительным программам с использованием сертификата персонифицированного финансирования, то есть бесплатно.

Продолжаем следить за рабочими буднями школьника. После школы их ждет домашняя работа. В среднем каждый школьник, принявший участие в опросе НИУ ВШЭ, тратил на это занятие по 2 часа 10 минут в день (включая выходные дни). Время на домашку увеличивается пропорционально возрасту. Особенно впечатляет динамика этого показателя после 8-го класса: затрачиваемое на домашнюю работу время возрастает с 1 часа 54 минут (в среднем у восьмиклассников) до 2 часов 33 минут к 11-му классу.

То есть домашка замещает, например, прогулки. Если вы думаете, что старшеклассники гуляют каждый день, вы ошибаетесь: здесь считать надо по дням. Восьмиклассники выходят погулять около четырех раз в неделю, одиннадцатиклассники – менее трех.

Каждый уважающий школу родитель непременно нанимает своему ребенку репетитора. К репетиторам ходили 38% опрошенных. Причем из тех, кто ходил к ним в 6-м классе, сообщили о занятиях дважды в неделю (63%). А в 11-м классе более половины респондентов начинают посещать репетитора три и более раз в неделю. Эти данные в целом совпадают с информацией, полученной и от родителей. Чаще всего, в 74% случаев, с репетиторами дети готовились к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ).

То, что нынешнее расписание дня школьника с физиологией не дружит, известно давно. Как это отразится на здоровье ребенка в дальнейшем – сказать трудно.

Нынешнему старшему поколению есть с чем сравнивать. Счастливое детство 40 лет назад хоть и называют все заорганизованным, порядок в организации рабочего дня сейчас детям явно пошел бы на пользу. Напомним те чудные времена: подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу, занятия до 14.30, дорога из школы, обед (как правило, дома), игры на воздухе, в 17.00 – домашние уроки, ужин, общение с родителями. И ко сну, кстати, дети отходили в 10 часов вечера. Сегодня, если в 12 часов ночи ребенок уже спит, это почти чудо. O, tempora, o, mores! Как говорили древние.


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1539
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
2937
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
9787
Дети киргизской элиты пошли в политику

Дети киргизской элиты пошли в политику

Виктория Панфилова

Власти страны призвали проверять кандидатов в депутаты на причастность к коррупции и криминалу

0
4725

Другие новости