Завтракают современные дети вместе… с социальными сетями, а не только с родителями. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Лаборатория образовательного права Института образования НИУ ВШЭ провела исследование «бюджетов времени» школьников России, чтобы выяснить, какими видами деятельности они заняты в течение дня. Интересны детали исследования. Впрочем, рассказы опрошенных школьников совпадают с тем, что наблюдает типичный родитель каждый день.
Завтракают современные дети вместе… с социальными сетями (51,3% ответов) и общением в интернете (26,3%). В первую очередь это характерно для учеников средней и старшей школ. А младшеклассники по утрам чаще играют в телефоне. Если в первом классе таких 13%, то в четвертом – 33%. Со временем игры у них начинают терять привлекательность: к 8-му классу играют в смартфонах всего 10% от опрошенных детей.
В старшей школе чтение книг или комиксов обгоняет игры в телефоне или на компьютере: 6% все еще играют в 11-м классе, а 11% сообщали, что предпочитают чтение с электронных носителей. Слово «зарядка» у современных школьников сочетается исключительно с адаптером и электрическом шнуром. Впрочем, физической активности по утрам отдают предпочтение аж... 1,49% опрошенных школьников.
На уроках гаджеты теперь запрещены, дети от них отдыхают. Согласно ответам учеников, обычно в день у среднестатистического российского школьника 6–7 уроков. Об этом сообщили 66,5% школьников. А вот 3–4 урока в день всего лишь у 4,85% респондентов. В 9-м классе ученики впервые сталкиваются с расписанием из 8 уроков (так ответили 39% девятиклассников).
Отдыхают ли дети в школе? Отдыхают, но с гаджетами. Только 8% школ, по словам родителей, располагают специальными рекреационными комнатами, а также зонами для активного отдыха. Уровень физической активности на переменах, по мнению учителей, у школьников низкий, а уровень взаимодействия с гаджетами – высокий.
Более чем в половине случаев (64%) родители сообщали, что их ребенок не остается в школе после уроков. Среди детей, находящихся в школе во второй половине дня, часть проводили время в группах продленного дня, а часть – на дополнительных занятиях или с одноклассниками. Среди тех, кто уходит из школы после уроков, многие тоже идут на дополнительные занятия: об этом упомянули 68% родителей. Примерно 55% школьников сообщили, что посещают кружки или музыкальные, художественные школы или спортивные секции. В среднем дополнительные занятия случаются два раза в неделю, и этот показатель не слишком различается у учащихся разного возраста.
Кстати, согласно данным Минпросвещения РФ, кружки и секции посещают 76% детей от 5 до 18 лет. К 2030 году этот показатель ведомство планирует довести до 82%. При этом чиновники обещают, что каждый третий ребенок сможет заниматься по дополнительным программам с использованием сертификата персонифицированного финансирования, то есть бесплатно.
Продолжаем следить за рабочими буднями школьника. После школы их ждет домашняя работа. В среднем каждый школьник, принявший участие в опросе НИУ ВШЭ, тратил на это занятие по 2 часа 10 минут в день (включая выходные дни). Время на домашку увеличивается пропорционально возрасту. Особенно впечатляет динамика этого показателя после 8-го класса: затрачиваемое на домашнюю работу время возрастает с 1 часа 54 минут (в среднем у восьмиклассников) до 2 часов 33 минут к 11-му классу.
То есть домашка замещает, например, прогулки. Если вы думаете, что старшеклассники гуляют каждый день, вы ошибаетесь: здесь считать надо по дням. Восьмиклассники выходят погулять около четырех раз в неделю, одиннадцатиклассники – менее трех.
Каждый уважающий школу родитель непременно нанимает своему ребенку репетитора. К репетиторам ходили 38% опрошенных. Причем из тех, кто ходил к ним в 6-м классе, сообщили о занятиях дважды в неделю (63%). А в 11-м классе более половины респондентов начинают посещать репетитора три и более раз в неделю. Эти данные в целом совпадают с информацией, полученной и от родителей. Чаще всего, в 74% случаев, с репетиторами дети готовились к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ).
То, что нынешнее расписание дня школьника с физиологией не дружит, известно давно. Как это отразится на здоровье ребенка в дальнейшем – сказать трудно.
Нынешнему старшему поколению есть с чем сравнивать. Счастливое детство 40 лет назад хоть и называют все заорганизованным, порядок в организации рабочего дня сейчас детям явно пошел бы на пользу. Напомним те чудные времена: подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу, занятия до 14.30, дорога из школы, обед (как правило, дома), игры на воздухе, в 17.00 – домашние уроки, ужин, общение с родителями. И ко сну, кстати, дети отходили в 10 часов вечера. Сегодня, если в 12 часов ночи ребенок уже спит, это почти чудо. O, tempora, o, mores! Как говорили древние.