Дискуссии, о том нужна ли школьная форма, возникают регулярно. Фото агентства «Москва»
Госстандарт РФ утвердил национальный стандарт школьной формы, он вступает в силу с 1 июля 2025 года. Об этом сообщается на сайте агентства. ГОСТ распространяется на одежду учеников начальной, средней и старшей школы. Документ вступит в силу только в июле следующего года, хотя применять его положения можно досрочно.
Легкое ощущение дежавю. В 2013 году вступил в действие закон, дающий школам право самостоятельно устанавливать требования к одежде учеников. В документе также было прописано, какой должна быть эта форма. И это описание очень совпадает с требованиями к форме в нынешнем документе Госстандарта РФ. Родители школьников 10 лет назад заказывали форму всем классом: правда, одни – за рубежом, другие на местных фабриках. Все-таки сословные различия давали о себе знать… Но не прижилось.
По задумке нынешних авторов проекта, ГОСТ не устанавливает единый общий вид школьной формы, а предъявляет лишь требования к ее характеристикам (в 2013-м было то же самое). Речь идет о гигроскопичности, воздухопроницаемости, физико-механическим показателям, об устойчивости окраски. В стандарте также прописаны требования к изготовлению такой одежды, маркировке и упаковке и перечень методов испытаний по установленным показателям.
Основными изделиями школьной формы считаются: блузка, жилет, пиджак/жакет/блейзер, кардиган, джемпер, свитер/водолазка, рубашка, платье/сарафан, юбка, брюки, шорты и комбинезон. На обувь и спортивную форму ГОСТ не распространяется. Одежда должна быть функциональной, без острых и выступающих краев. Хотя стандарт не устанавливает требований к дизайну формы, он допускает наличие отличительных знаков, используемых в школе: эмблемы, нашивки, фурнитура с символикой или другие декоративные элементы. Кроме того, школьная форма делится на повседневную и торжественную.
Зачем вводятся такие требования к школьной форме? Цели все те же, что и много лет назад – дисциплинировать учащихся, приучить к деловой одежде, устранить хотя бы внешне социальное различие между детьми и, конечно, минимизировать затраты на покупку одежды. В свете последнего замечания самое спорное, что могут сделать принимающие решение о школьной форме чиновники, так это определить круг фабрик, которые займутся ее изготовлением. Минимизация затрат вкупе с коррупционной составляющей может сильно сказаться на качестве изделия.
Считается, что с психологической точки зрения ношение примерно определенной школьной одежды поможет избежать крайних проявлений в поведении школьников, переживающих острые моменты самовыражения. Психологи напоминают, что особенно вопрос внешности волнует школьников в период полового созревания. В этот период они ведут настоящие войны с родителями за право носить то, что им взбредет в голову, подверженную атакам гормонов.
Дискуссии на тему нужна ли школьная форма возникают в публичном пространстве регулярно. Копий сломано уже немало. Оппоненты проводят ту идею, что школьная форма угрожает индивидуальности ребенка, не позволяя ему гармонично развиваться. Но вместе с тем нынешняя борьба за относительное единообразие формы имеет мощное подкрепление в виде идеи унификации школьных программ. Мечты о золотом стандарте знаний, который поможет создать в стране единое образовательное пространство, кажется, начинают сбываться. И школьная форма – это, возможно, еще один штрих в создаваемую картину школьного совершенства.
Остается только добавить, что мы не одиноки в мире школьного единообразия. В некоторых странах форму даже искренне любят. В Корее ее носят знаменитости и модели. В Японии ее тоже активно используют вне стен школьных учреждений. В Стране восходящего солнца, кстати, есть еще один странный для нас обычай: школьницы обязательно носят темные чулки, которые... приклеивают к телу специальным клеем. На тот случай, если что-то пойдет с чулком не так, девчушки носят клей с собой. Помогают школьницам создавать хороший look дизайнеры, в том числе известные.
Самая большая европейская страна, в которой существует школьная форма, – Великобритания. Она, кстати, является и прародительницей школьной одежды. А вот во многих ее бывших колониях форма была отменена сразу после получения ими независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
В Россию мода на школьную форму пришла в 1834 году из Англии. Сначала для мальчиков. Они носили фуражки с эмблемой гимназии, гимнастерки, шинели, куртки, черные ботинки и ранец за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками. Кстати, девичий фартук символизировал отношение к труду. Его носили женщины разных сословий в дореволюционной России при занятиях домашними делами.