Обычно патология речи выявляется у ребенка к трем годам. Фото РИА Новости
Президент России Владимир Путин в рамках недавнего визита в столицу Республики Тыва Кызыл посетил среднюю образовательную школу № 20 имени Героев Отечества. В ней он провел открытый урок. Неожиданный результат этого мероприятия – глава государства попросил разобраться с нехваткой логопедов-дефектологов в регионах.
«В республике наблюдается острый дефицит узких специалистов, таких как логопеды-дефектологи. Для меня этот вопрос наиболее острый, потому что в моей семье есть младшая сестра. По состоянию здоровья ее не берут ни в обычную школу, ни в коррекционную, потому что для обычной она не имеет речи, а для коррекционной с умственным развитием все нормально. Хочу предложить направить в Тыву специалистов-дефектологов по типу, как в программе «Земский доктор» или «Земский учитель», – сообщил один из школьников во время открытого урока с президентом России.
Владимир Путин пообещал, что обсудит с главой Минпросвещения РФ Сергеем Кравцовым урегулирование вопроса с нехваткой в Туве таких узкопрофильных специалистов, как логопеды-дефектологи. И в целом целесообразность создания каких-либо межрегиональных структур для решения проблемы.
Между тем дефектология – это научная дисциплина, которая включает в себя различные направления и специализации: коррекционную педагогику, реабилитацию, логопедию. Сюда же входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии. Эта наука изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также проблемы со сложной структурой дефекта. Справочники сообщают, что в задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР (сейчас – НИИ коррекционной педагогики Российской академии образования).
Теперь что касается сути обращения школьника... Как рассказала «НГ» логопед высшей категории Ольга Серебровская, специфические расстройства развития речи (СРРР), при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах речевого онтогенеза, занимает широкую нишу – 5–8% среди детской популяции. СРРР попадают в сферу ответственности нескольких врачебных дисциплин (психиатрия, неврология, педиатрия). У детей дошкольного возраста этот показатель чуть выше – 5–10%.
Специфические расстройства развития речи чаще встречаются у мальчиков. Распространенность наименее сложных и сравнительно легко устранимых вариантов СРРР имеет тенденцию к росту: с 8–17% в 1950-е годы до 52,5% к концу ХХ века. Увы, сегодня эпидемиологический анализ СРРР затруднен из-за отсутствия статистических данных о распространенности нарушений речи у детей в Российской Федерации. Но...
«Медицинская грамотность родителей растет, – замечает Ольга Серебровская, – поэтому выявление детей, нуждающихся в помощи дефектологов, происходит раньше и чаще. И это очень важно, потому что чем раньше оказана ребенку помощь, тем лучше будут результаты коррекции. Обычно же патология речи выявляется у ребенка к трем годам, когда мамы и папы вдруг замечают, что малыш не говорит».
Существует ли в РФ дефицит логопедов, о котором говорил юный собеседник Путина? Как ни странно, специалистов хватает, считает эксперт «НГ». Вузы в этом направлении хорошо работают. «Но эти специалисты не очень доступны мало зарабатывающему населению, – поясняет Ольга Серебровская. – Дело в том, что до реформы здравоохранения логопеды были в обычных детских поликлиниках и к ним можно было попасть бесплатно. Но логопеды теперь отнесены к образовательной сфере, и их сразу же поспешили вывести за штаты поликлиник после введения полисов ОМС. И логопеды ушли в частный сектор. Сегодня эту проблему пытаются решить, но для этого логопедам предстоит пройти аккредитацию, сдать тестовый экзамен и перейти в категорию медицинских работников».
Представим себе: вроде бы ерунда – сдать тест. Но обычно логопед очень востребован. А хороший – вообще нарасхват. Вдобавок он еще и состоявшийся специалист и может оценить качество предлагаемых для сдачи тестов... В общем, сдавать такому специалисту экзамен, чтобы перейти работать в государственную клинику (где еще и оплата его труда будет ниже), вроде бы совсем не с руки.
Все вышесказанное не означает, что логопеды вообще не работают в государственной системе образования. Работают, но только с теми детьми, которых направила специально созданная для этих целей комиссия. А для этого, как мы помним, родители должны забить тревогу, обойти несколько медицинских кабинетов, собрать справки... И мы опять возвращаемся к теме раннего выявления патологии, о котором говорит Ольга Серебровская.
В Москве есть три государственных центра, которые работают с пациентами патологии речи со всей страны. И очереди в них очень большие. Если бы были дефектологи в поликлиниках, то часть проблем они бы, конечно, забрали на себя. Возможно, проблему сейчас начнут решать быстрее. Ведь вмешался сам президент. А еще – отдельное спасибо школьнику, задавшему президенту актуальный вопрос.