0
6346
Газета Образование Печатная версия

14.08.2024 18:00:00

Что происходит, когда образы доминируют над понятиями

Выявлена общая особенность у молодых людей в возрасте 25–40 лет

Тэги: образование, школьные программы, коррекция, тип интеллекта подростков, планирование, качественный анализ, людмила ясюкова


8-2-1-t.jpg
Логический компонент мышления
возникает только при изучении
наук. 
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru 
Известный петербургский психолог Людмила Ясюкова заметила, что сегодня увеличился процент людей, которые не в состоянии оценить ситуацию, спрогнозировать, что делать дальше, и даже понять, когда им кто-то что-то объясняет. В то же время, как считает ученый, умные люди стали еще умнее... И этому они обязаны своей семье, которая позаботилась об их образовании, потому что школьные программы нуждаются в серьезной коррекции. В общем, произошла резкая поляризация в знаниях.

Людмила Ясюкова – кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости. Вывод, который прозвучал из уст ученого в недавнем интервью «Бизнес Online», имеет под собой серьезную базу.

За последние 30 лет Людмила Ясюкова проанализировала уровень мышления порядка 6 тыс. девятиклассников. Об этих исследованиях она рассказала в своей работе «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года». Подростки и молодые люди поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников, которые провела специалист.

Почему психолог взяла для анализа данные именно девятых классов? Как поясняет Есюкова, к 13–14 годам уже формируется тип мышления школьника. Далее он закрепляется, потому что ребенок привыкает использовать одни и те же операции мышления для решения школьных или жизненных задач. Те операции, которыми он пользуется чаще, закрепляются, остальные – либо есть, либо их нет вообще.

Людмила Ясюкова имела возможность проследить, что происходит с молодыми людьми на протяжении долгого времени: когда они идут в 10–11-й классы, становятся студентами и т.д. Она заметила, что тип интеллекта у них стабилизируется и профиль не меняется.

Еще один вывод, который сделала ученый. На рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.

А если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, отмечает ученый, то увидеть, выделить причинно-следственные связи невозможно. Поэтому и решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование – невозможным.

Что еще заметила Людмила Ясюкова в людях, которых она тестировала (сейчас они находятся в возрасте от 25 до 40 лет)? Для них характерны: поверхностность мышления, пренебрежение качественным анализом, абсолютизация методов математического анализа, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом. Они могут занимать достаточно приличные должности в образовании, в науке, медицине, управлении, но... Они именно с таким типом мышления и таким способом принятия решений. В своем интервью Людмила Ясюкова ссылается также на опыт известного отечественного психолога и мыслителя Льва Выготского, который считал, что «понятийное мышление» – основа успеха обучения в школе. «Я тестирую взрослых, и понятийного мышления у многих нет, – констатирует Ясюкова. Если не изучаются науки, то нет ни логического компонента, ни понятийной категоризации. У тех, кому сейчас 25–40 лет, с понятийным мышлением плохо. Они прогностической деятельностью заниматься не могут совсем».

К наблюдениям Людмилы Ясюковой можно добавить и опыт еще одного выдающегося советского и российского педагога, доктора психологических наук Василия Давыдова. Своей педагогической практикой он доказал, что у младших школьников можно сформировать мышление более высокого уровня. Ведь человека научить нельзя – он должен сам научиться. А чтобы у него получалось, надо развить у него мышление.

Важный методологический принцип по Давыдову – ребенок должен научиться структурировать учебный материал, видеть, узнавать в нем структуру. Если структура ляжет в основу восприятия, памяти, мышления, речи, то это существенно продвинет развитие этих процессов.

Кстати, легче освоить структуру будет тем детям, которые в дошкольном возрасте собирали мозаики и конструкторы, играли в кубики. Эти игрушки позволяют увидеть первые закономерности, сам факт, что они существуют. Это основы будущего мышления. Так что формирование понятийного мышления вещь важная, и начинать работать с ним необходимо как можно раньше. 



Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1532
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
2932
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6302
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9061

Другие новости