0
7095
Газета Образование Печатная версия

07.08.2024 17:49:00

Зачем вузы вводят параллельное обучение

Новый университетский тренд не дает студентам спокойно спать

Тэги: региональные университеты, вузы, параллельное обучение, второй диплом, дополнительное образование, мгу


региональные университеты, вузы, параллельное обучение, второй диплом, дополнительное образование, мгу Радость от получения диплома о высшем образовании может удвоиться, если дипломов будет сразу два. Фото со страницы университета МГУ в «ВКонтакте»

Все больше региональных университетов начинают вводить у себя параллельное образование. На днях о его введении сообщил сайт Забайкальского госуниверситета. Раз в неделю, с 1 сентября, студенты будут освобождаться от занятий по основной образовательной программе. Вместо них можно будет посещать лекции и образовательные интенсивы по другим квалификациям. Дополнительные программы обучения позволят студентам получить второй диплом о дополнительном образовании.

Параллельное образование не надо путать со вторым высшим – это две разные вещи. Второе высшее образование получают, когда на руках уже имеют диплом специалиста. При параллельном образовании студент оканчивает учебное заведение сразу с двумя равносильными дипломами о высшем образовании. Процесс такого обучения обычно организован как в группах в вечернем режиме, так и индивидуально. Само обучение очень часто бывает смешанное, то есть часть молодежи приходит в университет и занимается с преподавателем, а часть подключается онлайн.

О параллельном образовании говорят не только, когда студент учится на разных специальностях в одном университете, но и когда он учится в разных вузах или в колледже и университете одновременно.

Отдельно надо упомянуть случай, когда человек получает основной диплом и дополнение к нему. В этом варианте студент осваивает одну специальность и дополнительно учится ради «запасной» квалификации или сертификата. Чаще других это практикуют медицинские университеты. Обучаться сразу на двух специальностях студент может как при поступлении на первый курс, так и после любого другого курса.

Новый тренд вызывает живой интерес у студенческой аудитории. На такое согласится каждый, если, конечно, сможет это потянуть. При такой учебе удваивается не только количество дипломов, но и академическая нагрузка. Учащимся приходится сдавать две сессии вместо одной, готовить и защищать сразу несколько научных проектов.

И резонно возникает много вопросов. Например, такой. По закону на бюджете могут учиться студенты в рамках одного уровня образования. Выходит, если за учебу в одном вузе он не платит, то за параллельное высшее образование в другом вузе ему придется отчислять деньги. А вот если в пределах одного университета или института российские студенты осваивают две специальности, то здесь могут быть для них льготы?

Каждый вуз, принявший у себя такой вид обучения, сегодня решает эту проблему, исходя из своих внутренних резервов. Университеты сами разрабатывают содержание образовательных программ и определяют, как будет проходить учеба студентов.

Законодательство РФ разрешает одновременно учиться в колледже и вузе, но такое совместительство тоже вызывает вопросы. Допустим, студент колледжа хотел бы учиться в университете, а у него нет результатов ЕГЭ... Ему нужно ждать лета и сдавать ЕГЭ?

Ведущие университеты первыми обнаружили спрос населения и выгоду для себя. И наперебой стали указывать на преимущества параллельного обучения, обещая повышение профессионализма выпускников и их востребованность на рынке труда. При этом акцент делается на экономию ресурсов студента: не надо тратить время на получение второго высшего образования, можно сразу приступить к построению карьеры; экономятся и денежные средства. В этих вузах, кстати, стоимость параллельного образования меньше, чем «традиционного», а диплом идентичен диплому по основной профессиональной программе высшего образования.

Программы параллельного обучения сегодня ввел Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Он предлагает программы, позволяющие студентам одновременно получать два диплома в таких разных областях, как экономика и математика, физика и информационные технологии и т.д. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) также предоставляет возможность параллельного образования, позволяющего студентам получать два образования: это история и журналистика, экономика и информационные технологии и т.д. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) внедряет программы параллельного образования: экономика и право, социология и политология и т.д. Московский физико-технический институт (МФТИ) – физика и математика, физика и информационные технологии и т.д.

В то же время студенты, избравшие такой тип получения высшего образования, быстро поняли, что две сессии – это не одна. Физическая усталость сочетается здесь с психологической и моральной. Напряженность, стресс возрастают. Разрешение этих проблем, конечно, в значительной степени зависит от университета. Насколько он сможет идти навстречу студенту. Так что желающие есть, но их пока не так много. Тренд только набирает силу. 


Читайте также


На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

Наталья Савицкая

Университеты объединяются с крупными компаниями для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта

0
4807
Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Елизавета Авдошина

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

0
5308
Почему олимпиадникам не хватило бюджетных мест в вузах

Почему олимпиадникам не хватило бюджетных мест в вузах

Наталья Савицкая

Имеют ли право университеты отбирать абитуриентов по собственному усмотрению

0
4897
В дополнительном образовании надо быть суперпрофессионалом

В дополнительном образовании надо быть суперпрофессионалом

Антон Зверев

Родители за счет занятий детей в кружках пытаются сделать ребенка инструментом собственной успешности

0
5974

Другие новости