0
8231
Газета Образование Печатная версия

24.07.2024 17:30:00

Профессиональное выгорание педагогов объяснили проблемами коммуникации

Неуверенность в своей компетентности наставники испытывают из-за конфликтов с родителями учащихся

Тэги: школьные преподаватели, квалификация, профессиональное выгорание, родители, воспитание, некомпетентность


школьные преподаватели, квалификация, профессиональное выгорание, родители, воспитание, некомпетентность Большинство родителей положительно оценивают уровень квалификации школьных преподавателей. Фото PhotoXPress.ru

Эксперты из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) назвали один из главных факторов эмоционального выгорания учителей. По словам заведующего кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ Ольги Крушельницкой, профессиональное выгорание работников сферы школьного образования развивается, как правило, на фоне неудовлетворенности общением с родителями своих подопечных.

Зачастую это происходит из-за разницы требований, часто взаимоисключающих, которые учителя и родители предъявляют друг другу. В результате цель, создание благоприятных условий для личностного развития детей, не достигается. Как следствие, наступает разочарование в профессии.

Аналитики МГППУ советуют школьным педагогам периодически обращаться за психолого-консультационной помощью к специалистам, которые смогут укрепить социально-психологическую компетентность и вернуть уверенность в профессии. Кроме того, следует постоянно совершенствовать навыки бесконфликтного общения, использовать конструктивные стратегии выхода из сложных ситуаций.

Вот уже несколько лет ведется разговор о том, что учителям не хватает знаний и им надо учиться. Более того, повышение квалификации сотрудников школ в последние годы находится в фокусе всех национальных проектов и программ развития образования. По данным федерального статистического наблюдения от Минпросвещения, на начало прошлого учебного года 77,9% педагогических работников прошли повышение квалификации или переподготовку в течение трех предыдущих лет. Конкретно среди учителей эта доля чуть меньше – 74,3%. Среди школьных руководителей доля прошедших повышение квалификации за тот же период еще ниже – 69,5%, а среди именно директоров – 79%.

Отмечается, что показатели могут сильно отличаться в зависимости от регионов. Например, хуже всего обстоят дела с повышением квалификации у педагогов из Северной Осетии – Алании (за три года обучались 42%), Ингушетии (42,1%) и Дагестана (42,8%). А лидерами оказались учителя из Тюменской и Омской областей (95,7 и 97,2%), а также Ненецкого автономного округа (99,8%).

Чаще всего учителя участвуют в мероприятиях по профессиональному развитию для изучения современных методов преподавания. Но при этом реже стремятся приобрести навыки взаимодействия с семьями учеников, а также научиться создавать бесконфликтную комфортную среду в детском коллективе.

А вот большинство родителей в России (78%) положительно оценивают уровень квалификации преподавателей в школе, в которой учится их ребенок, и доброжелательность к их детям. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследования, 16% отрицательно оценили уровень квалификации, 6% затруднились ответить. 85% опрошенных родителей школьников считают, что учителя внимательны и доброжелательны к их детям; 67% позитивно оценили кадровую обеспеченность преподавателями; 28% считают, что учителей не хватает.

Но даже если учитель будет трижды подкован теоретически, он вряд ли сможет что-то сделать с поколением детей, которое вообще не сталкивалось с воспитательным процессом в семье. А большинство школьных конфликтов как раз и вызваны педагогической запущенностью детей и подростков. Последние просто игнорируют нормы поведения в обществе. И это все чаще им сходит с рук.

Среди главных трудностей воспитания школьников исследователи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) называют нехватку времени у педагогов и родителей, увлечение школьников гаджетами, негативное влияние ТВ и соцсетей, отсутствие мотивации к обучению, сложность образовательных программ, увеличение отчетности для педагогов, гиперопеку или безразличие родителей. Как показал опрос, педагоги и родители отмечают свою занятость. И признают отсутствие взаимодействия классного руководителя и родителей.

Признав проблемы, взрослые слегка запутались в вопросе: а кто должен воспитывать детей? Мужчины чаще, чем женщины, склонны считать, что детей должны воспитывать родители, причем в равной степени – матери и отцы. Среди россиян 25–34 лет более половины опрошенных придерживаются того же мнения (63%). Эксперты НИУ ВШЭ отмечают этот момент как «эволюцию семейных ценностей и тренд на ответственное родительство у молодых людей от 18 до 35 лет». Но вот поколение старше 35 лет в большей степени, около 50% опрошенных, считает, что наравне с семьей в воспитании детей должна участвовать и школа.

Признавая этот тренд на «ответственное родительство», опрошенные признают, что имеют негативный жизненный опыт, связанный со школой. Поэтому не доверяют никому и склонны в рассуждениях фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации. Поведение родителей в соцсетях подтолкнуло психологов к мысли, что родители очень часто испытывают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть, оправдать себя за счет чего угодно и кого угодно. Позиционирование себя в соцсетях привело к тому, что многие родители находятся под «бременем высокого статуса» (чаще мнимого). Поэтому они не позволяют себе просить о помощи, озвучивать то, что их не устраивает и в какой поддержке они нуждаются.

Итог. Родители приходят в школу с переживаниями «личных историй» (опасений, страхов, неуверенности в себе, кризис личной успешности и т.д.), не связанных со школой и ее сотрудниками. Они активны в воспитании детей, переживают чувство родительской ответственности, но некомпетентны в вопросах воспитания. Многие имеют негативный опыт доверия к должностным лицам. Поэтому переобучать учителей, не просвещая родителей, – это игра в одни ворота. 


Читайте также


Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6322
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
6813
Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
7547
Старые советские учебники родители используют как методички

Старые советские учебники родители используют как методички

Елена Герасимова

Выполнение домашних заданий превращается в семейный квест

0
8737

Другие новости