0
10702
Газета Образование Интернет-версия

08.05.2024 15:21:00

Почему после 30 лет надо много учиться

Мозгу нужны постоянные нагрузки и тренировки в любом возрасте

Тэги: норвегия, ученые, исследование, интеллектуальная деятельность, когнитивные возможности, периоды жизни, учеба, образование


норвегия, ученые, исследование, интеллектуальная деятельность, когнитивные возможности, периоды жизни, учеба, образование Занятия шахматами – идеальный вариант для тренировки мозга в любом возрасте. Фото с сайта www.school80.spb.ru

Норвежские ученые опубликовали отчет о масштабном исследовании, которое они посвятили влиянию интеллектуальной деятельности человека на когнитивные возможности в разные периоды жизни. В своей работе они сообщили, что прямое влияние сложной для мозга работы на его последующие метаморфозы явно существует. Об этом они рассказали в статье, опубликованной на портале Американской академии неврологии (AAN).

В ходе работы норвежские исследователи собрали подробную информацию об опрашиваемых пожилых людях, включая показатели возраста, пола, образования, опыта работы, уровня достатка, привычек и других факторов образа жизни. Анализ полученных ими данных показал: чем выше была умственная нагрузка на работников в 30, 40, 50 и 60 лет, тем ниже оказывался риск развития нарушений памяти в 70-летнем возрасте.

Когнитивные возможности участников исследования ученые определяли по результатам проведенных ими тестов на скорость выполнения рутинных задач, восприимчивость и обработку информации, остроту ума, умение работать с оборудованием, сосредоточенность, коммуникативные навыки. В зону повышенного риска попали люди с самой низкой умственной нагрузкой на работе – курьеры и почтальоны. У них на 66% была повышена вероятность частичной потери памяти и других негативных изменений в работе мозга по сравнению с представителями высокоинтеллектуального труда. То есть учиться полезно и после 25 лет.

А когда-то считалось, что учиться человеку старше 25 лет не только гораздо трудней, но и непродуктивно. После 25 лет работа мозга ухудшается. Тем не менее исследователи из Университетского медицинского центра Утрехта выяснили, что работа мозга начинает ухудшаться в период с 30 до 40 лет (результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience), но не ранее. Данные собирались на протяжении 20 лет. Исследователи обнаружили, что связи в мозге со временем становятся все более быстрыми: импульс в нейронах передается со скоростью от 2 м/с у детей в возрасте четырех лет до 4 м/с у людей в возрасте 30–40 лет. А развитие быстрой связи между областями мозга имеет важное значение для когнитивной функции. Уточненная скорость нейронной передачи позволит построить более точные модели для изучения мозга, подчеркивают исследователи.

А что делать тем, кто в возрасте до 60 лет не давал своему мозгу приличную нагрузку и работал курьером? Учиться? Нейрофизиолог Татьяна Черниговская утверждает, что мозгу нужны постоянные нагрузки и тренировки в любом возрасте. Она приводит пример с диванным образом жизни. Если человек полгода лежит на диване, он не сможет встать и сразу пройти большое расстояние. Ему понадобятся тренировки. То же самое и мозгу. Ему тоже нужны нагрузки. Мозг создан для того, чтобы воспринимать и перерабатывать информацию, которую он получает. Чем труднее информация, тем лучше эта ситуация для мозга. Причем нагрузка должна быть разнообразной, и нужно стараться переключаться, подчеркивает Татьяна Черниговская. Это поможет сохранить мозг в хорошей и продуктивной форме. То есть читать и смотреть нужно сложные книги и фильмы: они заставят анализировать увиденное и принесут мозгу максимальную пользу.

Вопрос – где учиться? Только ли в университете? Принято считать, что наличие именно хорошего образования замедляет процесс старения мозга. Однако специалисты из Швеции выяснили, что это не так. Высшее образование не служит защитой от атрофии центрального органа нервной системы. Об этом рассказали исследователи из Университета Умео, сообщает научный журнал PNAS. Они доказали, что учебный процесс действительно способствует определенным изменениям. Так, увеличивается объем коры головного мозга. Однако это никак не влияет на скорость его старения. У образованных людей мозг «усыхает» так же быстро, как и у тех, кто не учился в университете.

В общем, не обязательно учиться в университете, но обязательно делать то, что вас развивает... Вспоминается рассказ Чехова «Пари». Классик литературы преподнес нам интересный урок по работе человеческого мозга.

В рассказе между молодым юристом и банкиром заключается пари на 2 млн, что молодой человек выдержит в заключении 15 лет. С самого первого тюремного дня молодой человек пьет вино, просматривает картинки пленяющих женщин и читает легкомысленные рассказы. Потом он понимает, что так до окончания срока он точно не доживет. И на шестом году тюремного срока узник усердно уже занимается изучением языков, философией и историей. Он так жадно берется за науки, что банкир едва успевает выписывать для него книги. Потом и в этом занятии он достигает потолка и приступает к изучению Библии...

Учение не только позволяет ему в итоге выдержать тюремный срок, но и приводит к размышлениям о смысле жизни. Тем временем проигрывающий банкир решается убить своего узника, чтобы не платить ему 2 млн. Но в тюрьме никого нет. Молодой человек намеренно сбегает из тюрьмы, чтобы нарушить договор и проиграть банкиру, потому что причитающаяся ему сумма ничего для него более не значит.

Люди с высшим образованием живут дольше, потому что... живут качественнее, утверждают ученые. Они не только испытывают меньше проблем со здоровьем, чем те, кто не получил диплом. И имеют важные психологические черты, такие как способность к самоконтролю, навыки преодоления трудностей, критическое мышление и т.д. Но они еще и чаще имеют активную социальную позицию, что тоже является значимым фактором. Так что правы были наши предки, утверждая: «Век живи – век учись!»


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1681
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3060
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6458
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9305

Другие новости