0
10008
Газета Образование Печатная версия

20.03.2024 18:12:00

Выход из Болонской системы ведет к технологическому суверенитету

По мнению президента РАО Ольги Васильевой, Россия возвращается к национальной системе высшего образования

Тэги: рао, форум, национальная система высшего образования, болонская система, отказ, новые технологии, цифровые инструмент, имидж учителя


рао, форум, национальная система высшего образования, болонская система, отказ, новые технологии, цифровые инструмент, имидж учителя Большинство экспертов, выступивших на форуме, были едины во мнении, что один из главных вызовов для высшей школы – отказ от Болонской системы. Фото с сайта www.mpgu.su

В Российской академии образования (РАО) состоялся II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Участники обсудили ключевые направления развития педагогической науки, модели и технологии подготовки педагогических кадров, механизмы мотивации к выбору профессии учителя для молодежи, цифровые инструменты педагогического образования, роль российского классического университета и др.

В форуме приняли участие профильные федеральные органы исполнительной власти, ректоры российских классических и педагогических университетов, руководители научных центров и инновационных площадок РАО, учителя и преподаватели, а также ведущие и молодые исследователи, работающие в области наук об образовании. «Системе высшего образования нужны не только разговоры о воспитании, но и новые формы и методы», – подчеркнула президент РАО Ольга Васильева. Она также отметила, что выход России из Болонского процесса стимулировал движение к технологическому суверенитету, «к неподвластности чуждым влияниям, к исключению самой возможности утраты идентичности», подчеркнув, что развитие невозможно без опоры на прошлое и установок на будущее.

В классических педагогических университетах страны сегодня обучаются 202 тыс. студентов, которые совсем скоро начнут работать с детьми в российских школах. Всего в России 165 вузов со специальностью «Педагогическое образование».

Большинство экспертов были едины во мнении, что один из главных современных вызовов для высшей школы – отказ от Болонской системы. «Россия возвращается к национальной системе высшего образования», – заявила Ольга Васильева. По ее мнению, стране жизненно необходимы стратегические решения, способные обеспечить совершенствование системы образования, подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы.

Тут, однако вопрос: а кто должен вырабатывать эти стратегические решения? В какой-то мере на него попытался ответить заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он проанализировал изменения системы уровней высшего образования. Чиновник уделил внимание и уровням педагогического образования.

«В системе выделяется единый базовый уровень образования – специалитет, – отметил Дмитрий Афанасьев. – Будут выделены вторые уровни углубленного образования: магистратура и аспирантура, направленные на подготовку научных кадров. За этими простыми терминами лежат фундаментальные изменения, которые необходимо реализовать. Мы должны ответить на вопросы: в каком случае и для каких программ необходимо увеличение сроков обучения? Зачем нужны дополнительные годы и чем они будут наполняться? Что получат страна, выпускники и система образования, получив этот дополнительный ресурс? Является ли магистратура обязательным требованием освоения исследовательских методов для поступления в аспирантуру? Это все требует обсуждения с экспертами РАО для последующего закрепления в стандартах».

«Ценность воспитания для педагогического образования не только в том, что это период взросления и обретения «самости» у молодых специалистов, – заявила доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования НГПУ Татьяна Ромм. – Чтобы научить будущего педагога воспитывать детей, мы не можем игнорировать вопрос его воспитания. Когда молодой педагог приходит в школу, а у него нет опыта социально-активного поведения, передать его и помочь сформировать его у тех, с кем он работает, он не сможет. Если у молодого преподавателя не сформирована система ценностей, то ожидать, что он сможет сформировать ее у тех, кто младше, тоже не приходится».

При обсуждении цифровых инструментов в подготовке будущих педагогов эксперты обсудили внедрение новых технологий в образовательный процесс. Вывод: новые технологии идут как вспомогательный инструмент. Почти афоризм, прозвучавший при обсуждении: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью». Бороться с этим переутомлением будут с помощью технологий. Но…

«Кто формирует контент для нейросетей в сфере образования? Где же педагогическое сообщество?» – обратилась Ольга Васильева к участникам мероприятия и провела параллель с периодом развала СССР. «Получается, что мы опять наступаем на те же грабли, что и в 90-х: кто-то создает контент, обучает нейросеть, а потом нейросеть говорит, что нам делать», – заявила президент РАО. Выход, по мнению Ольги Васильевой, здесь один: «Самим работать над наполнением нейросетей фундаментальной информацией, а не быть пассивными наблюдателями, которые поглощают готовый контент». Также глава РАО заявила, что существует разрыв между информацией, «которую мы имеем, и той, наследниками которой мы являемся».

Одна из секций форума была посвящена обсуждению имиджа учителя. Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, напомнила про трансформацию образа педагога в медиа. По ее словам, в 90-е годы XX века в медиапространстве появляется новый образ учителя, который не отличается должным профессионализмом, желанием воспитывать будущее поколение и находится в конфликте «учитель–ученик». Сейчас мы живем в том периоде, когда появляется возможность влиять на информационную политику и тем самым формировать уважительный образ учителя и школы, напомнила профессор. 


Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105
Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Государство избыточно глубоко вторгается в частную жизнь граждан

0
2080
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2119
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2628

Другие новости