0
7220
Газета Образование Печатная версия

13.03.2024 18:03:00

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

Тэги: миннауки, фальков, обшественная палата, университеты, переспективы развития, высшее образование, качество, доступность


миннауки, фальков, обшественная палата, университеты, переспективы развития, высшее образование, качество, доступность Глава Миннауки РФ Валерий Фальков (сидит лицом к объективу, второй справа) доложил на заседании Общественной палаты о ближайших перспективах развития университетов. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал в Общественной палате о том, что и как меняется в системе высшего образования. В своем выступлении он, в частности, отметил, что сегодня нет четких представлений о самой этой системе. Наблюдается наиболее высокий за последние годы бюджетный прием. И делить университеты на негосударственные и государственные неправильно.

Сначала министр напомнил, что публичное обсуждение темы изменений в системе высшего образования часто сводится к полемике вокруг сроков обучения. Но этот вопрос совсем не главный, и министру непонятно гипертрофированное внимание к этой теме.

По словам Валерия Фалькова, на ситуацию в системе высшего образования влияют две группы людей: одни хотели бы провести все заявленные изменения быстро. Им уже понятно, куда идти и что менять. Но есть другая группа людей, которые хотели бы, по словам министра, сначала получить четкий «образ результатов». Напомним, в системе высшего образования более 4 млн студентов, поэтому любые шаги по изменениям должны быть четко продуманы и вести к ожидаемому результату.

Валерий Фальков назвал цели, которые планируется достичь в результате перехода на новую национальную систему высшего образования. В первую очередь – существенное повышение качества высшего образования. Министр напомнил, что в последние годы шла чистка негосударственных вузов. Тем не менее в России по-прежнему большая сеть филиалов (1250 вузов и их филиалов), при этом лишь несколько десятков из них соответствуют запросам времени при подготовке высококвалифицированных кадров и ведении научно-исследовательской деятельности. Те вузы, которые соответствуют требованиям, получают уже госзаказы от государства. Цель на будущее – не делить вузы на государственные и негосударственные, а ориентироваться на качество образования, даваемое в этих университетах.

Следующий фактор, влияющий на качество высшего образования, – это его доступность. Сегодня она – самая высокая, кстати, за последние пять лет: более 60% выпускников школ поступают на бюджетные отделения вузов. Но доступность и качество образования работают в одной связке. Существует проблема мобильности студентов, которая «обесточивает» малые города, собирая сильный студенческий контингент в мегаполисах. Поэтому самая важная задача сегодня, как отметил Фальков, – сохранить тенденцию увеличения бюджетных мест и не потерять в качестве образования.

Напомним, что стремление выровнять образование в столице и регионах привело к тому, что 73% всех бюджетных мест в будущем году распределяют вне центральных регионов. Если не учитывать Москву и Санкт-Петербург, топ-5 по бюджетному финансированию выглядит так: Татарстан – 21 тыс. мест, Свердловская область – 19,7 тыс., Ростовская область – 19 тыс., Новосибирская область – 15,8 тыс., Башкирия – 13,6 тыс.

Напомним также, что с этого года действует новый закон «О занятости населения в РФ», и некоторые нововведения в нем касаются системы образования. В частности, это относится к главе о взаимодействии госслужбы занятости с органами власти и с образовательными организациями. Так что федеральная служба занятости – Роструд – будет участвовать в определении общего количества мест за счет федерального бюджета и в их распределении между образовательными организациями. Для определения количества мест для подготовки кадров службы занятости будут собирать данные о рынке труда на местах. В принятом законе также говорится о проведении постоянного мониторинга трудоустройства выпускников.

Перечисляя задачи, которые стоят перед системой высшего образования – обеспечение кадровых потребностей национальной экономики, обеспечение научно-технологического суверенитета, коммерциализация результатов исследований, – Валерий Фальков особо выделил задачи воспитания. «В 1990-х годах эта тема была упущена, – напомнил министр. – Так что сегодня воспитательная работа требует больших усилий».

Министр также рассказал, что программа «Приоритет-2030», направленная на поддержку программ развития университетов, будет продлена до 2030 года с финансированием 190 млрд руб. Отчитался Валерий Фальков и за проект «Передовые инженерные школы». Их цель – подготовка инженеров для высокотехнологичных компаний. Уже создано 30 таких школ. Среди партнеров передовых инженерных школ насчитывается более 160 высокотехнологичных компаний, в них обучается более 6 тыс. студентов. Еще 20 учреждений будет создано до конца 2024 года. Планируется также, что их количество будет в итоге доведено до 100. Также более 350 университетов из 78 регионов России участвуют в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства».

В ходе выступления Валерий Фальков вскользь сказал о повышении квалификации преподавательского состава. Будет ли здесь что-то новое, пока непонятно. А вот ранее в одном из выступлений министр более подробно поведал о поддержке преподавателей фундаментальных дисциплин. «В первые год-полтора у любого студента происходит формирование некоего каркаса, фундамента. И конечно, мы считаем, что поддержка преподавателей фундаментальных дисциплин – это один из важнейших элементов обновления системы высшего образования России», – приводятся его слова на сайте министерства. 


Читайте также


Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3578
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
4212
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9325
Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
9494

Другие новости