0
10266
Газета Образование Печатная версия

10.01.2024 17:32:00

Университеты как социальная привилегия

Почти половина студентов поменяли бы вуз, если бы представилась возможность

Тэги: ниу вшэ, доклад, высшее образование, выбор университета, дистанционные технологии, карьера


ниу вшэ, доклад, высшее образование, выбор университета, дистанционные технологии, карьера Родители хотят для своих детей тот университет, который обеспечит им карьеру и заработную плату. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru

Доклад о высшем образовании, основанный в том числе на полученных данных за прошедший год, подготовили в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Яндекс выявили ключевые факторы, влияющие на выбор высшего образования. А заодно выяснили, как и когда этот выбор формируется, почему различается и к чему это приводит.

В России массовые представления о высшем образовании могут быть диаметрально противоположными, отмечают сотрудники НИУ ВШЭ. С одной стороны, все чаще говорят о перепроизводстве специалистов с вузовским дипломом. С другой – достаточно устойчивы представления о дефиците мест в вузах и сложности поступления для представителей непривилегированных слоев населения. Одновременно с этим живы установки в обществе, что высшее образование (и главное – диплом вуза) очень нужны для успешной карьеры.

Однако система высшего образования не может удовлетворить массовый универсальный запрос. И в будущем, как полагают эксперты, социальная напряженность из-за субъективного неравенства и патерналистских настроений будет только усиливаться.

Дело в том, что экспансия высшего образования в России завершилась. Пришло время среднего профессионального образования (СПО). И на это направлена значительная часть профориентационной работы в школе. Коммерческий сегмент высшего образования сократился. Относительная стоимость обучения в вузе постепенно растет. Бюджетных мест сравнительно много, но они концентрируются в университетах крупных городов и при этом все равно не способны удовлетворить почти универсальный спрос населения. И это не может не влиять на настроения в обществе.

Серьезная проблема – выбор университета школьником. Далеко не всегда он информированный и рациональный. Как показывают опросные данные, каждый пятый российский студент не имел никаких предпочтений на момент поступления в вуз. А родители абитуриентов чаще всего ориентируются на личный опыт и мнение знакомых, чем на какую-то более или менее объективную информацию о вузе.

Исследования показывают, что абитуриенты не всегда пользуются даже предоставляемыми им возможностями. Например, они чаще всего не делают попыток испытать удачу, чтобы подать заявление сразу в пять вузов (как это им полагается по закону). И каждый четвертый абитуриент при поступлении подает документы только в один, а каждый второй – не более чем в три вуза.

К этому нужно добавить, что сегодня пространство образовательного выбора стало шире за счет дистанционных технологий. В докладе НИУ ВШЭ отмечается, что рынок онлайн-образования вырос на 18%. Образовательные онлайн-платформы запускают совместные программы с ведущими университетами – как в формате полноценных курсов, так и в виде методических материалов. И этот альтернативный вариант получения высшего образования также оттягивает на себя часть потенциальных абитуриентов.

Российские студенты в целом плохо себе представляют, на какую карьеру могут рассчитывать после окончания университета. Они склонны завышать собственные зарплатные ожидания. При этом родители хотят для своих детей тот университет, который обеспечит им карьеру и заработную плату. Студенты же не столь рациональны в этом вопросе, они склонны рассматривать вуз в первую очередь как место для самореализации. Они надеются обучиться новому и найти далее интересную работу.

Но для многих студентов выбранный университет оборачивается большим разочарованием. Почти половина студентов изменили бы свое решение в выборе вуза, если бы им представился подобный случай. По данным еще одного всероссийского опроса, треть студентов оказалась в вузе, который для них был запасным вариантом или в котором они и вовсе не хотели бы учиться.

Увы, отмечают социологи НИУ ВШЭ, количественный рост мест в вузах и численности студентов не привел автоматически к большему равенству образовательных возможностей. Рост относительной стоимости обучения, сокращение сегмента относительно недорогого высшего образования и поиски обходного маневра попадания в вузы – все это переориентирует семьи на среднее профессиональное образование (СПО).

По-прежнему выбор жизненного пути после девятого класса определяется в большей степени социальным происхождением, а не академическими достижениями. Даже талантливые дети из менее обеспеченных семей выбирают менее престижные университеты. Выбор становится все более социально детерминированным, отмечают эксперты, превращая высшее образование в социальную привилегию.

Цифровизация проникла практически во все основные отрасли экономики и изменила структуру рынка труда. Дистанционная работа стала новой нормой. Работодатели требуют от молодого специалиста широкий спектр более совершенных цифровых навыков: информационную грамотность, навыки обработки и управления данными, коммуникацию и кооперацию с помощью цифровых средств, создание цифрового контента и т.д.

В России такие навыки запрашиваются суммарно почти в 60% объявлений о вакансиях, размещенных на одной из крупнейших платформ интернет-рекрутинга. В ОЭСР, опросив 2 тыс. работодателей и 5,3 тыс. работников в семи странах, выяснили, что подобные технологии могут автоматизировать до 27% рабочих мест. При этом 60% работников опасаются, что потеряют работу из-за искусственного интеллекта уже в ближайшее десятилетие. Но высшее образование в России меняется менее динамично, чем в развитых странах, отмечают авторы доклада.

Итак, делают вывод авторы доклада из НИУ ВШЭ, с одной стороны, конкуренция за места в вузах будет расти, а с другой – из-за плохой информированности, дефицита мотивации и социальной стратификации этот выбор не принесет ожидаемого эффекта. На этот выбор сложно повлиять извне, но лучшее понимание того, как и почему он формируется, может сделать его более осознанным и укрепить его положительные результаты. Ключевая амбиция авторов доклада – систематизировать понимание процесса, факторов и последствий выбора высшего образования в России и оснастить этим знанием родителей, абитуриентов и высшие учебные заведения. 


Читайте также


России понадобилась "двукрылая модернизация"

России понадобилась "двукрылая модернизация"

Анастасия Башкатова

Пробуждающуюся в стране социальную энергию предстоит структурировать

0
3108
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
4351
Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
7397
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10618

Другие новости