0
10752
Газета Образование Печатная версия

20.12.2023 19:10:00

Учителя спешат избавиться от троечников, а ученые считают их злом

В щели между двойкой и четверкой

Тэги: образование, опрос, мифы, успешные троечники, неуспевающие ученики, троечники


образование, опрос, мифы, успешные троечники, неуспевающие ученики, троечники Троечники зачастую – это тихие, стеснительные и необщительные дети. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Мифы о том, что известные люди, достигшие больших успехов в жизни, в школе учились на тройки, заполонили интернет. Даже президента Владимира Путина во время декабрьской «Прямой линии» мальчик Артем 10 лет спросил: «Правда, что вы до 6-го класса учились на тройки?» Так что мифы про успешных троечников по-прежнему живучи...

Опросы показали, что в России 17,6% неуспешных учеников (надо полагать, сюда входят и троечники), 77,7% хорошистов и 4,7% отличников (по данным 28-го выпуска информационного «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ).

Чаще всего трудности с учебой бывают у детей, живущих в малых городах с численностью населения менее 100 тыс. человек и в сельской местности. Факторы, с которыми связывают неуспешность школьников, выглядят так: социально-экономическое положение семей, образование родителей и вовлеченность детей в дополнительное образование. В числе отстающих чаще всего оказываются дети из семей с низким социально-экономическим статусом. Ученые также отметили, что на успешности (неуспешности) сказывается уровень образования взрослых членов семьи. И неуспешных детей почему-то больше всего среди тех, кто не посещает какие-либо кружки и секции.

В старших классах численность неуспевающих детей резко сокращается. Девятиклассники со слабой мотивацией просто не идут в 10-й класс, а уходят в учебные заведения среднего профессионального образования. Кстати, половина родителей, вне зависимости от успеваемости их детей, считают, что школы в троечниках не заинтересованы. А треть и вовсе заявили, что учебные заведения стараются избавиться от детей, которые не справляются с программой или нарушают дисциплину.

Смелое утверждение по поводу работы нашей системы образования в связи с троечниками сделали профессор Уральского федерального госуниверситета им. Б.Н. Ельцина Гарольд Зборовский и его коллега профессор Полина Амбарова. В интернет-издании «Правмир» они заявили, что «российская система образования не работает со слабыми учениками: ей финансово выгоднее имитировать успешность, чем действительно преодолевать неуспешность».

Но учителя с подобными утверждениями не соглашаются. В феврале прошлого года образовательная компания Maximum Education провела опрос среди тысячи учителей из разных регионов страны. Педагогов попросили назвать количество слабых учеников в их классах и поделиться мнением о причинах неуспеваемости. Большинство указало причины, не связанные со своей работой: отсутствие мотивации у самих детей (50%), социальный фактор (24%), особенности развития детей (18%).

Что ж, возможно, они и правы. Троечники – очень разнообразная по составу аудитория. Среди них есть и те, кто имеет наряду с тройками даже пятерки по отдельным предметам. Они просто выбрали себе дисциплины, где выкладываются полностью, а на остальные не тратят времени.

Другая категория – те, кого в народе называют «тихие троечники». Это, как правило, ребята, которым нелегко дается учеба. Обычно это тихие, стеснительные и необщительные дети. Как ни странно, много среди троечников и «организаторов». Много троечников среди спортсменов. Тоже понятно почему. И совсем уж понятно, почему среди троечников нередко оказываются заброшенные дети из асоциальных семей.

Куда поступают троечники? В 2006 году компания Romir Monitoring проводила исследования с целью сопоставить школьную успеваемость и карьерные достижения россиян. Опросы проходили в семи федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, опрошено около 1500 человек старше 18 лет. Выяснилось, что среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%) и... одинаковое количество бывших отличников и троечников (по 22%).

Вузы в те годы страдали недобором на технические специальности и снижали баллы. Ситуация побудила к возобновлению острой дискуссии в СМИ на тему «Что делать с троечниками, выбравшими направление подготовки «Авиационная и ракетно-космическая техника»?». Ситуацию с невысокими баллами по техническим дисциплинам до сих пор выправляют в региональных университетах.

Очень резкое заявление сделал в прошлом году о троечниках академик РАН Роберт Нигматулин: «Троечники – это самое страшное зло. Они губят страну. Двоечник – не так страшно. Его сразу отчислили, он ушел. А троечник – туда-сюда, как в болоте. Потом он выпустился, где-то работает. Как он работает? Так же, как учился...».

Заметим все же, что, например, Владимир Набоков об этой категории учащихся отзывался так: «Великое братство троечников, этот хребет нации…» Ни больше, ни меньше. 


Читайте также


О новых запретительных инициативах и о волне популизма

О новых запретительных инициативах и о волне популизма

Можно ли препятствовать "идеологически трудным" подросткам учиться в госвузах

0
2195
В Абхазии ждут появления третьей политической силы

В Абхазии ждут появления третьей политической силы

Игорь Селезнёв

Жители непризнанной республики страдают из-за борьбы кандидатов в президенты

0
4882
ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

Вениамин Попов

Без решения палестинского вопроса мир на Ближнем Востоке не реален

0
3639
Саудовскому реактору дадут второй шанс

Саудовскому реактору дадут второй шанс

Игорь Субботин

Белый дом вовлечет Эр-Рияд в арабо-еврейскую нормализацию

0
2758

Другие новости