0
7755
Газета Образование Печатная версия

01.11.2023 18:55:00

Смартфон – фактор сдерживания педагогического пыла

Гаджет в руках ученика позволил учителям взглянуть на себя со стороны

Тэги: закон, школа, внутренний распорядок, ученики, мобильный телефон, смартфон, гаджет


закон, школа, внутренний распорядок, ученики, мобильный телефон, смартфон, гаджет Согласно предложенным поправкам в законодательство, школьники смогут пользоваться смартфонами во время уроков только в учебных целях и в экстренных случаях. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress. ru

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает запретить использование телефонов в школах без разрешения учителя. Согласно предложенным поправкам в законодательство, школьники смогут пользоваться средствами связи во время уроков только в учебных целях и в экстренных случаях.

Напомним, что Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит положений, которые касаются порядка пользования мобильными средствами связи в образовательной организации, соответственно никаких ограничений на этот счет не предусмотрено. Еще 1 сентября 2022 года министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что использование мобильных телефонов на уроках в российских школах запрещено. Введение запрета на гаджеты министр обосновал нормами СанПиН. Требование касалось только урочных часов – на переменах школьникам разрешалось пользоваться устройствами сотовой связи. И уже год школы прожили в этом режиме.

На днях пришло сообщение, что в Госдуму внесен законопроект, который предлагает запретить использование телефонов в школах без разрешения учителя. Согласно предложенным поправкам в законодательство, школьники смогут пользоваться средствами связи во время уроков только в учебных целях и в экстренных случаях.

Минпрос придерживается той логики, что таким образом удастся «законодательно закрепить обязанность учеников школ соблюдать их внутренний распорядок, ответственно вести себя на уроках, быть дисциплинированными и включенными в процесс обучения». Именно педагог выстраивает образовательный процесс на уроке, он – главный человек в классе, а качество обучения напрямую зависит от вовлеченности ребят и соблюдения ими дисциплины.

Почему законодателям понадобился год для решения этого вопроса, объяснил другой депутат Госдумы РФ Антон Немкин (комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи). «Приходить к полному отказу от использования смартфонов во время уроков не в учебных целях нужно постепенно, не за один день, – приводит слова парламентария его пресс-служба. – Кроме того, с детьми нужно разговаривать на эти темы. Пытаться донести простым и понятным языком, почему и как смартфоны мешают процессу обучения. Также нужно делать сам по себе процесс получения знаний таким, чтобы у школьников не возникало желания отвлекаться. Новые технологии должны быть другом в этих вопросах, а не врагом».

А вот почему понадобилось именно законодательное решение вопроса, объяснила ранее депутат Госдумы РФ Нина Останина. Одного инструктивного письма, предупреждала она, может оказаться недостаточно. Нужно запретить пользоваться смартфонами на законодательном уровне. А как запретить – должно думать профильное министерство, считает Нина Останина. Она же привела в пример одну из школ, которую посетила: в ней дети перед началом занятий приносят телефон в отдельную комнату с ячейками и оставляют его там до конца уроков. Если родителям нужно связаться с ребенком – они всегда могут сделать это через классного руководителя.

В ответ ей на интернет-форумах задали вопрос: как это будет выглядеть в реальности? Если есть родители, которые против отбора телефонов, а они есть, – значит, есть и дети, которых эта инициатива может не устраивать. В результате учитель требует от школьника: «Сдай телефон!» А в ответ услышит: «Не сдам! Моя мама против!» Или, например, сделали «коробочку» для телефонов. После того как дети забрали телефоны из коробочки, вдруг выясняется: «Мой телефон кто-то поцарапал, уронил» и т.д.

Еще до запрета телефонов на уроках появились требования запретить съемку на уроках. Дескать, дети провоцируют учителя, ждут, когда он дойдет до точки кипения, затем записывают его уже не контролируемые действия на телефон и распространяют в Сети. Например, в марте этого года получила распространение видеозапись, на которой учительница Светлана Федурина выговаривает ученику 8-го класса за опоздание на мероприятие, посвященное 23 февраля. На следующий день после обнародования записи учительница извинилась перед учеником и уволилась из школы.

Согласитесь, если бы это было до внедрения мобильных телефонов в нашу жизнь, никто бы не побежал в суд и никакого увольнения не было бы. Дисциплинирует ли возможность тайной съемки учителя? Да. Телефон – это зеркало, в котором педагог смог увидеть себя.

Сейчас мотив досадить учителю все тот же, что и десятки лет назад, ничего в этом плане не изменилось. Просто шутки другие. Дети снимают компромат на учителя и затем выкладывают в интернет. Мстят сегодня злее и изощреннее.

Что касается отношения родителей к этой теме, то, как показали результаты опроса сервиса Superjob, около 83% родителей школьников поддерживают запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Среди учителей такой запрет поддержали 87% респондентов. При этом запрет в принципе приносить мобильные телефоны в школу поддержали только 30% родителей, среди учителей – 60%. 


Читайте также


Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
2080
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
2837
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2087
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2433

Другие новости