0
7991
Газета Образование Печатная версия

25.10.2023 18:54:00

Инклюзивное образование поддерживает большинство родителей

Сегодня в детских садах, школах и колледжах обучается более 1,5 миллиона ребят с ограниченными возможностями здоровья

Тэги: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, совместное обучение, коррекционные школы


234-8-2400.jpg
Нередки случаи, когда ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
в классе в лучшем случае просто не замечают.
Фото РИА Новости
Почти 74% российских семей поддерживают идею совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников. Об этом говорят недавние опросы ВЦИОМ и Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, в которых приняли участие 1600 респондентов. При этом каждый второй родитель не владеет информацией, есть ли среди учеников школы, которую посещает его ребенок, дети с ограничениями здоровья.

Напомним, что форма совместного обучения, при которой каждому человеку независимо от имеющихся физических и других особенностей предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, называется инклюзией. Термин для России относительно новый. Появился он в законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году и вступившем в силу с 1 сентября 2013 года. В советский период большинство детей с ограниченными возможностями здоровья обучались в специальных коррекционных школах.

Но, по словам депутата Госдумы РФ Олега Смолина, из закона 2012 года «таинственным образом» исчезли в качестве отдельного типа школ коррекционные образовательные организации. И во многих регионах это было воспринято как сигнал к их ликвидации. В итоге, по данным депутата, за последние пять лет количество коррекционных школ сократилось на 70%, в том числе за последние два года – на 53%. Да и называются они теперь, согласно закону, не коррекционными, а «отдельными образовательными организациями для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Как объясняет ситуацию первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев на страницах сайта ведомства: «С 2013 года система образования Российской Федерации формирует инклюзивное образовательное пространство, создавая специальные условия обучения и воспитания – помимо кадровых, еще и архитектурные и материально-технические». А сам инклюзивный образовательный процесс должен быть направлен не только на включение обучающихся в совместное обучение со сверстниками, но и в воспитание, в том числе трудовое, в участие в деятельности детских общественных объединений.

По данным Минпросвещения РФ, в детских садах, школах и колледжах воспитывается и обучается более 1,5 млн ребят с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Недавно глава Минпроса Сергей Кравцов в эфире федерального телеканала напомнил об этом. И сразу здесь же, в комментариях под видео, зрители задали министру резонный вопрос: «А как можно проводить инклюзию, если в классе присутствует 34 человека?». Сегодня такая ситуация не редкость. Вопрос повис в воздухе...

Конечно, многие школы специально оборудуют для инклюзии. И это в обществе замечают. В ходе опроса ВЦИОМ 44% родителей заявили о наличии пандусов в школе, где учится их ребенок, 38% – о наличии специалистов (логопеды, дефектологи, психологи) для детей с ОВЗ. Хотя о том, что выбранная школа оборудована туалетными комнатами для детей с инвалидностью, тактильной плиткой для слабовидящих и подъемниками для коляски, опрошенные говорили почти в три раза реже. И только 9% отметили наличие в школах своих детей тьюторов для учащихся с особыми образовательными потребностями и только 5% – учебников и учебных пособий для таких детей. Об отсутствии всего вышеперечисленного заявили четверть родителей школьников (24%), еще 14% не смогли дать содержательный ответ. По оценкам самих родителей, школа их детей недостаточно подготовлена для обучения ребят с ОВЗ – в ходе опроса такое мнение выразил каждый второй опрошенный.

Сегодня принято считать, что инклюзивное образование несет обоюдную пользу всем участникам школьного процесса. Оно способствует интеграции в общество детей с особенностями здоровья, а у их здоровых сверстников воспитывает толерантность и уважение к другим. Однако не редкость, когда ребенок с ОВЗ в лучшем случае не испытывает никакого особого внимания со стороны одноклассников, в классе его не замечают. В худшем – он предмет насмешек и не всегда невинных розыгрышей.

Так что, судя по результатам опроса ВЦИОМ, можно считать, что сегодня более или менее решаются проблемы, связанные с самим принятием идеологии инклюзивного образования и соответственно с обеспечением школ необходимым оборудованием. 


Читайте также


Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
6890

Другие новости