0
11134
Газета Образование Печатная версия

11.10.2023 18:59:00

Воспитательный потенциал школ подвергнут ревизии

От учебных учреждений ждут соответствия министерскому идеалу

Тэги: рособрадзор, мониторинг, образование, качество, воспитание


222-8-3480.jpg
До недавнего времени школы пользовались
примерными рабочими программами
воспитания.  Фото агентства «Москва»
О проведении национального мониторинга исследования качества образования объявил Рособрнадзор. Причем в фокусе внимания – воспитательный потенциал общеобразовательных организаций. В мониторинге примут участие 400 школ из 63 субъектов РФ. 17 октября опросят учеников 8-х классов. 19 октября – школьников 11-х классов. И уже начали опрашивать представителей администрации школ, учителей и родителей обучающихся в 8-х и 10-х классах. Предполагается, что столь масштабное исследование поможет дать ответ, что происходит с воспитательной работой в школе.

Как сообщает сайт Рособрнадзора, программы воспитательной работы будут усовершенствованы после оценки школ. Напомним, как эти программы работают сегодня.

Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС), которые начали уже вводить, делают акцент на единстве обучения и воспитания. А вообще новые ФГОС и Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (от 14.03.20. № 1-ФКЗ) «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» чуть сместили акценты воспитательной работы в школе в сторону воспитания патриотизма.

«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим...» – записано в Конституции. Конституционное нормотворчество устроено особым образом. Оно декларативно. Школа же должна в этом случае реагировать конкретными шагами. Соответственно она усилила работу по воспитанию патриотизма через «Уроки о важном», поднятие государственного флага, исполнение гимна, обеспечение школ государственной символикой и другие мероприятия.

До недавнего времени школы пользовались примерными рабочими программами воспитания. Но с введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) на каждом уровне образования появилась своя федеральная рабочая программа воспитания. Как и другие подобные ей документы, она имеет инвариантную и вариативную части. Если взять в сравнении с предыдущими, то ранее вариант программ обязательных разделов не содержал. Сегодня это есть.

Вариативную часть программы школы прорабатывают сами, опираясь на особенности своих регионов, мнения родителей и традиции конкретных учебных заведений.

От учебных учреждений ждут соответствия идеалу, как пару месяцев назад говорил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. В школах, которые стремятся к идеалу, должны измениться, по мнению министра, следующие параметры: система оплаты труда педагогов; программы, по которым работают учителя; штатное расписание; внеурочная деятельность учеников; проведение родительских собраний. В них должны быть школьный театр, спортивные секции, «белый» интернет (месяц назад в Москве прошла презентация центра «Белый интернет», который будет заниматься защитой прав граждан и безопасностью детей в онлайн-пространстве).

Сегодня в Рособрнадзоре обещают, что первые результаты исследования будут представлены на ноябрьской конференции ведомства, посвященной качеству образования. Федеральным координатором исследования является Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Эта организация проводит национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (из которых сегодня наша страна вышла).

Такие исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха. Промежуточные срезы знаний учеников проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи НИКО и всероссийских проверочных работ.

Какие конкретно могут задать вопросы школьнику во время мониторинга его воспитательного потенциала? Смотрим на анкеты прошлых лет. Там есть такие вопросы-тезисы: «Основа крепкой семьи – взаимная любовь между мужем и женой, родителями и детьми (нужно с этим выражением согласиться или отвергнуть). Родители следят за моим здоровьем. Я знаю основные правила поведения в экстремальных ситуациях. Я знаю, какие привычки способствуют сохранению здоровья. Я знаю единый телефонный номер экстренных служб».


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2454
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3802
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
4533
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7420

Другие новости