0
29996
Газета Образование Печатная версия

16.08.2023 18:12:00

Допустимо ли оставить учеников-иностранцев за порогом класса

Квоты для плохо знающих русский язык сулят неоднозначные последствия семьям иммигрантов

Тэги: трудовые мигранты, дети, образование, русский язык, школа


трудовые мигранты, дети, образование, русский язык, школа Как быстро дети мигрантов вольются в школьный коллектив, зависит в первую очередь от их родителей. Фото агентства «Москва»

Детей-мигрантов надо обучать русскому языку в специальных центрах еще до школы, недопустимо принимать ребят с недостаточным уровнем владения им в общеобразовательные учреждения, считает глава Совета по правам человека в России Валерий Фадеев. Ранее руководитель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов предложил министру просвещения Сергею Кравцову установить ограничение по числу детей иностранцев с недостаточным знанием русского языка в школах. Их количество, по мнению политика, не должно превышать 10% от всех учащихся класса.

«Закон не позволяет не принимать детей в школу – значит, надо изменить закон, – сказал Фадеев на пресс-конференции в среду. – В законе должно быть два обстоятельства: не принимать детей в школу, не знающих русский язык, и этот же закон должен требовать обучения русскому языку в специализированном центре, не отвергать... Мы должны выполнить (норму) Конституции, обучить ребенка, дать ему возможность учиться в школе нормально», – заявил он.

Фадеев и Миронов сошлись в одном: дети, не владеющие в достаточной мере русским языком, обуза для школы. Но Фадеев не уверен, что эти центры должны быть коммерческими, как это предложил сделать Миронов. «Приглашая мигрантов, если мы считаем, что они нужны нашей стране, то, наверное, придется за государственный счет обучать этих детей. Это моя позиция. Возлагать дополнительные меры и затраты на трудовых мигрантов не вполне справедливо», – заявил Фадеев, ссылаясь на поддержку Минпросвзщения.

Причина квоты по Миронову: степень владения русским языком выступает в качестве основного фактора вовлечения ребенка в учебный процесс, поэтому следует ограничить количество детей иностранных граждан и детей с недостаточным знанием русского языка в общеобразовательном классе – не более чем 10% от общего количества учеников.

И первый вопрос здесь, а почему 10, а не 5, не 20? Конечно, про 10%, связанные с миграцией и аккультурацией, говорят много… Ученые британского Университета Экзетера (Exeter University), обобщив статистическую информацию, собранную в ходе других исследований, даже выстроили некую математическую модель, позволяющую оценить эффект миграции на культурное разнообразие. Согласно этой модели, если количество мигрантов в стране не будет превышать 10% в каждом поколении и если хотя бы каждый пятый приезжий будет принимать устоявшуюся «культуру большинства», идентичности страны ничего не угрожает. И все-таки, почему именно 10% учеников в классе?

Следующий момент касается воплощения самой идеи ограничений. Да, у нас существуют школы, где очень мало учеников – детей местного населения, а все остальные ученики – дети приезжих иностранцев, плохо говорящие по-русски. Такие школы коренные жители называют мигрантскими.

Как они образовались? Хорошие школы имеют возможность отбора учеников и часто под разными предлогами не принимают детей мигрантов. Директора школ опасаются сложностей с адаптацией иностранцев и снижения учебных результатов остальных учащихся. А вот менее эффективные школы из-за рисков недобора и закрытия берут любой контингент. Берут и детей из неблагополучных семей, неполных, бедных. Берут детей с асоциальным поведением. Берут детей мигрантов, не знающих русского языка.

Национальная структура иностранного детского сообщества, по данным Минпросвещения РФ, такова: чаще всего в школах учатся дети выходцев из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%). На втором месте по численности – дети внутренних мигрантов из северокавказских республик РФ: Чечни, Дагестана (11%). На третьем месте – дети уроженцев Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (8,5%). Уже по этим данным видно, что дети мигрантов можно условно делить на группы: «ассимилированных» и недавно прибывших.

Ученые Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), проведя анализ разных исследований, пришли к выводу, что если семьи иностранцев живут в России уже долго и интегрированы в местную жизнь, то у их детей, как правило, нет языковых и других трудностей, обусловленных культурными различиями. Но совсем другая история с недавно прибывшими. Среди них увеличилось число семей, где родители не знают русского языка. Они с низким социальным статусом и без образования.

В итоге что происходит сегодня? Родители юных коренных жителей опасаются большого числа не говорящих по-русски учеников в классах и соответственно последующего падения уровня образования в связи с этим. Семьи же мигрантов боятся коммуникаций с государственными школами и профильными чиновниками. А школы строят барьеры, которые вынуждают мигрантов порой отказываться от услуг школ региона. Бывают ситуации, когда детей-мигрантов определяют в классы не по возрасту, а в класс на год или два младше. Ребенок при этом чувствует себя аутсайдером в коллективе и может отказаться учиться. И такие дети могут подолгу находиться вне школы. Родители -иностранцы иногда даже сознательно идут на то, чтобы дети не учились, а присматривали, например, за младшими детьми.

Если ввести квоты в 10%, то в дальнейшем это может привести к росту детей вне школы, отъезду семей иностранцев из России, увеличению количества взяток при поступлении ребенка в школу и ко многим еще другим процессам, связанным с этим моментом опосредованно.

Как правило, детей с собой привозят те иностранные семьи, которые чувствуют себя в России уверенно: встроены в местную экономику, намерены надолго осесть в стране. И их дети могут довольно быстро влиться в коллектив. Ассимиляция таких детей шла бы быстрее, если бы были программы обучения русскому как иностранному. Сегодня эта нагрузка ложится на школу. 


Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
2252
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2496
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3836
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7467

Другие новости