0
7172
Газета Образование Интернет-версия

26.07.2023 18:25:00

Учителей надо учить, как губернаторов

В России сформируют кадровый резерв в системе образования

Тэги: образование, единый кадровый резерв, конкурсное движение, губернаторская школа


образование, единый кадровый резерв, конкурсное движение, губернаторская школа Фото сайта mgpu.ru

Президент РФ Владимир Путин поддержал предложение финалистки конкурса «Флагманы образования», методиста Центра развития ребенка – детского сада № 158 города Тюмени Кристины Копотиловой о формировании единого кадрового резерва в системе образования. Такой кадровый резерв объединит учителей, педагогов дошкольного образования, преподавателей колледжей и управленцев. Предложение прозвучало на заседании Наблюдательного совета платформы «Россия – страна возможностей».

«Кадры, особенно для сельских и отдаленных населенных пунктов, очень важны. И то, что сейчас предлагается, можно было бы заблаговременно отрабатывать с ребятами, с молодыми людьми и заранее профессионально ориентировать на то, где нам такие кадры необходимы», – заявила вице-премьер правительства Татьяна Голикова.

Во время заседания Кристина Копотилова рассказала о том, что достижения педагогов, участвующих в федеральных проектах и конкурсах, будет актуально учитывать при назначении специалистов на вакантные должности. Конкурсное движение дает возможность учителям повысить свой профессиональный уровень.

Она также предложила разработать образовательную программу для профессионального усиления управленцев, благодаря которой они смогут получить доступ к передовым образовательным технологиям и пройти обучение такого же уровня, как и участники проекта «Губернаторская школа».

Напомним, что упомянутая методистом Копотиловой «Программа кадрового резерва» представляет собой полноценную учебу и полноценную образовательную программу. Кроме образовательных тем там еще есть элементы «командообразования». В этот проект попадают через отбор, который проводит администрация Президента РФ. Все потенциальные участники проекта проходят обязательное тестирование и оценку управленческих компетенций. Как говорят сами организаторы проекта, необязательно, что выпускник «Губернаторской школы» займет именно кресло губернатора. Он может стать министром, руководителем подразделения крупной государственной структуры, ведомства и т.д.

Так что возможно, что и выпускник предполагаемой «Школы учителей» необязательно станет директором школы. Кстати, вопрос: какого типа директор нужен отечественной школе – до сих пор из рода дискуссионных. Кто он? Образы прошлых директоров подносил в прошлом населению большой экран. Помните директора из советского фильма «Доживем до понедельника»? Он, кстати, говорил о себе так: «Я завхоз, Илья… Вот достану новое оборудование для мастерских – радуюсь. Кондиционеры выбью – горжусь!» Вот такой крепкий хозяйственник. А были и другие директора – проверенные бойцы идеологического фронта, случайно вставшие во главе школы. Им было в принципе все равно, чем управлять. Таков косноязычный Кирилл Алексеевич (Алексей Петренко), который, кажется, хоть и далекий от педагогики человек, но житейская мудрость помогает ему решать в конце концов и педагогические задачи. Так кто он, современный директор – управленец, ученый, философ? На этот вопрос ответ будет найден, когда определится состав тех, кто будет преподавать в «Школе учителей». А еще вопрос – были ли в прошлом проекты, позволяющие собрать вместе педагогов для вершения больших дел?

О том, что было в прошлые годы, «НГ» напомнил Михаил Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ведущий в России специалист по методологии, теории и истории образования: «В конце 1980-х годов, когда остро встала задача обновления содержания образования, его целей и ценностей, возникла необходимость готовить новых педагогов. И были запущены самые разные механизмы такой подготовки. Например, была идея – собрать в одну школу всех учителей-новаторов, авторов известного Манифеста «Педагогика сотрудничества» 1986 года. Представляете, весь цвет инновационной педагогической практики оказывается в одном образовательном центре. Конечно, они смогли бы создать все вместе уникальную творческую среду, в которую могли бы погружаться педагогические команды со всей страны! Но эта попытка создать новаторскую школу гуманной педагогики и сотрудничества не получилась. Все эти превосходные педагоги жили в разных городах. Им было уже в основном за 50. И менять резко свой образ жизни они не захотели.

Второй подход к нам пришел из-за рубежа в начале 1990-х годов. Была запущена программа проективной переподготовки учителей. Особенность этого проекта состояла в том, что, собирая в центрах переподготовки талантливых учителей, их не утомляли чтением лекций, а с ними работали яркие ученые и методисты, которые помогали коллегам-практикам развить свой собственный инновационный опыт и оформить его в виде проекта. И потом с этим подготовленным новаторским проектом учитель ездил по всей стране, осуществляя переподготовку педагогов. Помогал другим учителям творить свое содержание образования и педагогические технологии».

Если учесть, что в «кадровом резерве» обучают работать в команде, то этот момент, конечно, наш эксперт рассматривает как перспективную историю. Идея, когда в школу заходит не один учитель-одиночка, а целая команда, увлекает многих. В этом, кстати, видят специфику педагогической программы карьерного роста сегодня. 


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2531
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3889
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7504
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11063

Другие новости