0
8283
Газета Образование Печатная версия

19.07.2023 18:34:00

Нюансы приемной кампании радуют Минпросвещения

Педагогические вузы соблазняют абитуриентов новыми направлениями подготовки

Тэги: вузы, педагогические направления, приемная кампания


вузы, педагогические направления, приемная кампания Министр просвещения Сергей Кравцов, кажется, и сам несколько удивлен вспыхнувшим интересом абитуриентов к обучению в педвузах. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Приемная кампания в высшие учебные заведения России началась 20 июня и продлится еще до 9 августа. Но уже замечены некоторые нюансы в ней. Так, например, значительно вырос спрос на педагогические направления, отметил министр просвещения Сергей Кравцов. По словам министра, количество заявлений на педагогические направления достигло рекордной отметки в 270 тыс., что примерно в два раза больше, чем в предыдущем году.

В пресс-службе Минпросвещения также сообщили, что в педвузах появилось несколько новых профилей, например технологии географического образования, информационные системы и технологии в образовании, технологическое образование и образовательная робототехника. На них уже можно подать заявление на поступление. Это выглядит довольно интригующе.

Для школьников, которые планируют стать педагогами и хотят выбрать подходящий вуз, а также для всех, кто хочет получить дополнительное образование, создан единый навигатор, где собрано более 160 учебных заведений. Из них 34 вуза – профильные педагогические, в остальных есть педагогические специальности в общем каталоге направлений обучения.

Надо пояснить, что и повышенный спрос на специалистов в сфере образования не спадает на протяжении уже ряда лет. Без работы будущие выпускники сидеть не будут. Главное – чтобы остались в системе образования после окончания вуза. Беда в том, что вакансии и сегодня не закрыты во многих регионах страны.

В 2020 году специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» подготовили информационно-аналитические материалы «Кадры школьного образования: возможности и дефициты». Они тоже пришли к выводу, что дефицит педагогов в России растет. Чаще всего в российских школах не хватает учителей математики, иностранных и русского языков, начальных классов, физики. В целом по стране даже городские школы испытывают большую нехватку педагогов.

Но сами учителя говорят о скрытой нехватке кадров, когда ради заработка они вынуждены брать по полторы и даже по две ставки. Недельная нагрузка для одного учителя в этом случае при норме в 18–24 часа в неделю может составлять более 30 и даже 40 часов. Недавнее предложение министра просвещения о приеме на работу в 5–9-е классы учителей после педагогических колледжей говорит о том, что нехватка педагогов вынуждает идти и на такие непопулярные меры, как снижение уровня образовательной подготовки будущих учителей.

Спрос на учителей фиксируют и агентства по трудовой занятости населения. Примерно на 20% вырос спрос на учителей по сравнению с годом ранее, таковы данные исследования вакансий на платформе «Авито Работа». Наиболее востребованной оказалась профессия учителя – на нее пришлось 30% всех предложений. И этот спрос формируют не только образовательные учреждения, но и вакансии репетиторов, специалистов частных школ или отдельных образовательных программ и курсов.

По данным этого исследования, зарплата воспитателя может доходить до 80 тыс. руб. в месяц. Когда такое было, в какие времена! Если труд учителя становится столь привлекателен в финансовом плане, то стоит ли удивляться притоку потенциальных педагогов в вузы.

Конечно, не все выбирают профессию учителя исключительно из-за денег. Самую романтичную версию поддерживает история праотца всех педагогов Константина Ушинского, год которого отмечается в России. Он окончил юридический факультет Московского университета. Имел совершенно другую профессию. Престижную! (Хотя… вопрос! Судя по воспоминаниям князя Оболенского о гимназических годах того времени, на юридический факультет поступали «все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов…»)

Придя на должность преподавателя в Гатчинском институте, Ушинский обнаружил в кабинете своего предшественника собрание редчайших книг по педагогике. Прочитал их все и понял, что педагогика – удивительная наука. Ну а дальше все известно: Ушинский не только стал блестящим, как бы его назвали сегодня, педагогом-новатором, но еще и ученым, написавшим ряд трудов по педагогике, которые актуальны и сегодня.

Есть и те, кто выбирает эту науку методом от противного. Часто приходится слышать такую версию: «Меня гнобил в классе учитель, я поступил в пединститут, чтобы доказать ему, каким педагогом надо быть!» Работать в школу идут и те, кто желает за счет молодых получить свою порцию драйва. «С вами я расту, с вами я молодею!» – говорит пожилая учительница в финальных кадрах фильма Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1976).

Так же как и во всех других профессиях, в учительской есть свои династии. И дети, выбирая стезю родителей, знают об этой профессии уже все подробно. Считается, что это самая надежная и знающая категория учителей: они не витают в облаках.

Кстати, а надо ли всем идти в педвуз? Часто от психологов можно услышать, что в педагоги идут те, кто привык командовать: этакие «маленькие начальники». Академик Российской академии образования Елена Казакова утверждает, что командирское качество не только не поможет современному педагогу, но еще и принесет ощутимое разочарование. Ученый уверена, что в XXI веке мерилом качества образования станет способность ученика учиться самостоятельно. Вернее, увеличение меры его самостоятельности. А основным навыком учителя будет – учиться вместе с учеником.

Сегодня педагоги делают учеников неспособными самостоятельно усваивать материал. У ученых даже есть такой термин для обозначения этого явления – «обученная беспомощность». Будущее за теми учителями, которые сами умеют учиться и умеют возбуждать в себе и других интерес к новым знаниям.

И еще один штрих: несколько лет назад курские учителя, создавшие социально значимый педагогический проект «Алый парус», получили президентский грант на исследование настроений и предпочтений педагогического сообщества, а также на выявление тех проблем, которые мешают учителям работать. В Воронежской, Липецкой, Курской и Орловской областях был проведен социологический опрос. Оказалось, более половины смотрят телевизор или слушают радио – 57,2%. А вот театр посещают менее 5%, новые фильмы смотрят менее 4%, почитать книгу предпочитают лишь 8,4%. Можете себе представить учителя, который не читает… 


Читайте также


Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6684
Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Елена Герасимова

Прием в университеты растет, но качество подготовки абитуриентов падает

0
11195
На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

Наталья Савицкая

Университеты объединяются с крупными компаниями для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта

0
6292
Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Елизавета Авдошина

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

0
5702

Другие новости