На родителей возлагается стоимость подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а потом еще и цена за обучение в вузе. Фото РИА Новости
Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» фиксируют, что точка принятия решения – какое образование получить – сегодня сместилась на 9-й класс. Число тех, кому неинтересна старшая школа (9–11 классы), увеличивается год от года. Этот же тренд подтверждается и тем фактом, что число студентов вузов за 10 лет снизилось на треть. И все это время растет набор в колледжи.
Исследователи утверждают, что причин потери интереса к обучению в старших классах много, но главная – стоимость обучения. Оказывается, обучение в трех старших классах вот уже на протяжении ряда лет является весьма затратным мероприятием.
Так, примерно 1,1 млн старшеклассников, то есть 78% от общего числа учеников 10-х и 11-х классов, готовятся к ЕГЭ дополнительно (в группах или с индивидуальным репетитором). Внимание к основному государственному экзамену (ОГЭ) чуть меньше, но и он не без финансовых трат: к нему вне школы готовятся 74% учеников 8-х и 9-х классов – 1,8 млн человек. В среднем за час занятия в Москве надо выложить 815 руб. В регионах вдвое дешевле – 410 руб.
Средний чек для занятий в Москве английским языком – 1183 руб. в час; в регионах – 524 руб. Что касается русского языка, то им в 8–11-х классах дополнительно занимаются 1,2–1,4 млн учащихся. В столице за час занятий по русскому берут примерно 933 руб., в регионах – 452 руб.
В старшей школе стало тяжело, неинтересно, неперспективно учиться. Так заявляют сами ученики. Кстати, и в вузе тоже. В России, считают эксперты, преобладает стиль преподавания, который исследователи называют «инструктивным». Это традиционная диктовка лекций, то есть ставка на копирование и заучивание информации. А еще – негибкие учебные планы, жесткие правила, высокая аудиторная нагрузка, мало возможностей выбора. Так воспринимают учебу опрошенные специалистами НИУ ВШЭ студенты (36%). Им такой стиль преподавания уже неинтересен.
У нас трудно найти официальную статистику. А вот наши соседи из стран СНГ (Армения, например) уже отмечают тенденцию: во всех 11-х классах школ наблюдается низкая явка учащихся, особенно это заметно в последние месяцы учебы. Старшеклассники договаривается о щадящем режиме с учителями, а сами изо всех сил корпят над нужными предметами.
Причиной потери интереса к вузу тоже становится чрезвычайно высокая цена за обучение и неразвитость системы образовательного кредита (см. «Парадокс абитуриента», «НГ» от 31.05.23). То есть на родителей возлагается стоимость подготовки к ЕГЭ, а потом еще и цена за обучение в вузе (при условии непрохождения на бюджетное отделение).
Одновременно с этим в системе среднего профессионального образования (СПО) идет перезагрузка – растет его престиж и востребованность. Колледжи модернизируются и теснее интегрируются не только с экономикой, но и с высшими учебными заведениями. Вузы как будто взращивают себе контингент, организуя на своей базе лицеи и техникумы. При этом 83,2% из учащихся СПО осваивают 3–4-летние программы подготовки специалистов среднего звена. И только 16,8% учатся на программах подготовки квалифицированных рабочих, служащих, срок обучения – 10 месяцев. То есть техникумы и колледжи все чаще подменяют собой старшую школу.
Охват техникумами и колледжами россиян в возрасте 15–19 лет стабильно высок (примерно 39%), что превосходит охват высшим образованием (29,3%). Ядро контингента СПО – выпускники 9–11-х классов (76,4% приема).
Самый высокий конкурс в прошлом году был на специальности в области здравоохранения («Фармация» – 7,1 человек на место) и IT («Информационная безопасность» – 5,6 человек на место). Далее почти на одном уровне (4,5–4,7 человек на место) шли: искусство, СМИ, архитектура и искусствознание. Думается, в этом году картина едва ли изменится радикально.
Любопытная особенность среднего профобразования, которая, несомненно, уже заметна: система СПО все меньше служит инкубатором индустриальных профессий. Именно «мягкие», сервисные направления подготовки, отмечается в исследовании НИУ ВШЭ, стали объектом нового спроса и основой прироста контингента колледжей. При этом прием на индустриальные профили не сокращается, хотя конкурс на них явно ниже, чем на сервисные специальности.
В «эпицентре» спроса – IT-направления, что соответствует востребованности массовых цифровых профессий на российском рынке труда. Сходные тенденции заметны и в отношении приема на рабочие специальности. Самые популярные из них дают широкие возможности для самозанятости и малого предпринимательства, позволяют в перспективе открыть кафе, парикмахерскую, авторемонтную мастерскую и т.п. В эти формы экономической активности вовлечена немалая часть россиян. Свое кафе или парикмахерская – это уже более приятная перспектива для современной молодежи.