Девочки с не меньшим азартом могут играть в «мальчуковые» игры. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
Родители должны обращать внимание на увлечения своего ребенка, заявила в эфире одной из радиостанций первый зампред комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. «Мы сейчас работаем с ребятами школьного возраста, но, может быть, надо еще раньше. Посмотрите, во что играют в детском саду наши дети. Есть ли у них там дочки-матери, девочки играют в это? Мальчики с машинками играют? С молоточками игрушечными ходят? Гендерность закладывается на уровне детского сада. Девочка – мама, мальчик – мужская работа», – заявила депутат.
Буцкая также отметила, что Госдума прорабатывает вопрос введения уроков семьеведения в школах. О семьеведении «НГ» писала в материале от 29.03.23 «Методичка по пропаганде традиционных скреп». А вот что касается гендера, вопрос важный.
Вроде бы все просто и давно известно: биологический пол ребенка закладывается на стадии эмбриона, а гендер формируется в процессе воспитания. Психологи считают, что ребенок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам его представления становятся более устойчивыми. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки – с матерью. Таким образом, задачи гендерного воспитания – помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться и начать играть по правилам общества.
На Западе сегодня предпринимаются серьезные попытки «переформатировать» гендер. Когда-то новозеландец Джон Мани придумал гендерную теорию, не имеющую под собой научных оснований, приукрасил ее лозунгами равенства. Мани утверждал, что биологический пол не имеет никакого значения, а гендер формируется исключительно в результате влияния среды.
Теория оказалась живуча. Хотя за Мани тянется шлейф неудавшихся экспериментов, один из которых стоил жизни близнецу из семьи Реймер. Мальчикам-близнецам был поставлен диагноз фимоз (невозможность обнажения головки полового члена). И в возрасте восьми месяцев по настоянию врачей оба малыша подверглись процедуре обрезания. Одному из малышей не повезло: во время процедуры врачи сожгли его детородный орган. Пришлось провести вторичную операцию. Родители не знали, что делать дальше. И доктор Джон Мани, психолог, пользовавшийся тогда славой пионера в области полового развития и гендерной идентификации, предложил родителям воспитывать его как девочку. Прошло несколько лет, и мальчик, ставший по совету Мани «девочкой», покончил с собой.
Сегодня живучая гендерная теория попадает в школьные программы европейских школ. Причем начиная со старших групп детских садов. И где-то уже ратуют за «гендерно нейтральное воспитание», то есть воспитание ребенка вне гендера. Считается, что ребенок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастет. Пока призрак гендерного нейтрального воспитания бродит по Европе, в РФ с этим все строго. Вот и депутаты теперь ставят вопрос ребром: девочкам – куклы, мальчикам – машинки.
Кстати, в раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребенком и проводил время, играя в свою любимую игру – кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее, будучи подростком. А Сергей Образцов в 1983 году написал, вернее, нарисовал книгу под названием «Всю жизнь я играю в куклы».
Общество действительно делится на мужчин и женщин. От этого никуда не денешься. А вот с перегибами в том, что должны и не должны делать мальчики и девочки, иногда бывают проблемы. Ладно, если перегибы по мелочам: мальчикам – только голубой конверт при рождении, девочкам – только розовый. Или мальчику говорят: «Сними розовую рубашку, она девчачья!» Но когда выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, когда в обывательском сознании живуча идея, что девочкам не дается математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, это уже похуже.
Но вот еще в 1927 году журнал Time напечатал таблицу, показывающую подходящие цвета для девочек и мальчиков для ведущих магазинов США. В них розовый цвет предназначался для мальчиков, а голубой – для девочек. И это была дань традиции. Все дело в том, что в древности мужчины считали розовый цвет «менее агрессивным» вариантом красного, который имел сильные ассоциации с войной, кpoвью и цветом королевских символов. А ультрамарин – это, согласно церковным канонам, цвет Богоматери. Так что до 1940-х годов производители соотносили свою деятельность с этой таблицей. А после пошли в противоположном направлении: мальчикам – голубой цвет, девочкам – розовый.
Что касается точных наук, то гендерный дисбаланс среди студентов, получающих образование в области естественных наук, технологии, инженерии и математики (STEM), – это общемировая проблема. Данная тема является актуальной и для нашей страны. И эту ситуацию хотят сегодня хоть немного, но переломить.