Глава Минпроса Сергей Кравцов активно использует смартфон в своей работе. Фото РИА Новости
Детям до 15 лет не стоит пользоваться интернетом и социальными сетями, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов в ТВ-эфире Первого канала. «До 15 лет – период, который нужно пройти без виртуального мира. Это говорят психологи, это говорят ученые, это не только мое личное мнение», – подчеркнул он. По словам Кравцова, после того как ребенка «захватывают» социальные сети, ему очень сложно вернуться в реальный мир. В этом смысле важно проводить работу и с родителями, считает глава Минпросвещения.
Эта фраза из интервью Сергея Кравцова вызвала неоднозначную реакцию в Сети. С одной стороны, министра можно понять. Как государственный чиновник, он обязан предостерегать население от любой опасности, в том числе и той, которую несет в себе виртуальный мир. Но если эксперимент со своей 15-летней дочерью (министр заявил, что у его дочери только кнопочный телефон) он провести может, то со всей страной… Это сделать довольно сложно.
С другой стороны, понять министра сложно. Вспомним хотя бы тот факт, что Сергей Кравцов и его министерство активно сами пользуются соцсетями, а также продвигают учительское блогерское сообщество с их онлайн-уроками и многие другие интернет-проекты в соцсетях. В том числе рассчитанные и на детскую аудиторию. А еще есть предложенные министерством уроки медийной грамотности, Московская электронная школа (МЭШ) и так далее.
Негативным влиянием интернета на детей вместе с министром озабочены и родители, и учителя.
Но запретами и ограничениями здесь дело скорее всего не исправить. Нужно сделать так, чтобы возможности интернета шли на пользу детей и молодежи. Для этого молодежь надо научить пользоваться имеющимся медийным богатством, считает декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова. Кстати, в Великобритании это называют не «медиаграмотностью», а «медиадиетой».
И все-таки… Что делать, ведь ребенок может попасть на неподходящий и даже криминальный контент в интернете? Елена Вартанова полагает, что родителям не надо прекращать совместные просмотры с детьми. Надо ребенку объяснять каждый сюжет. Надо учить понимать медиа и потреблять медиа. Конечно, родители в наши времена очень заняты, а у современных детей нет времени даже на уроки. А тут – учить детей медиаграмотности! Сегодняшний мир и школьные предметы так тесно связаны с медиа, заявляет Елена Вартанова, что важно встраивать во все школьные предметы понимание информации.
Говорить, почему мы уже не можем обойтись без интернета, наверное, излишне. Просто вспомним из истории, что первое удвоение объема знаний (информационной оболочки цивилизации) произошло с начала нашей эры до 1750 года. Второе удвоение – за следующие 150 лет (с 1750 по 1900 год). Третье произошло еще быстрей – с 1900 по 1950 год. Дальше этот процесс пошел по экспоненте, удваиваясь каждые 10 лет. А с 1990 года – каждые пять лет. А вот сегодня в соцсети ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 млрд новых информационных сообщений.
В этих условиях вопрос скорее не в лишении детей информации, а в ее избирательности. И этому детей действительно надо учить. Интересно взять пример из региональной хроники.
В 2019 году жителей Томской области, среди которых были взрослые и дети, анкетировали в Google-формах в течение 15 дней. То есть это было еще до пандемии, сейчас, наверное, результаты еще показательней. Так вот, результаты анкетирования: основным первым мобильным гаджетом у детей становится смартфон с выходом в интернет. У 37% детей он впервые появился в возрасте 7 лет, в 5–6 лет – у 14,8%. В ходе опроса детей выяснилось, что они почти не прислушиваются к советам родителей в выборе контента и самостоятельно принимают решение, что посмотреть. Начинается это в возрасте от 5 до 7 лет.
Основные результаты опроса родителей выглядят так: взрослые с недоверием относятся к тому, что их дети проводят время в интернете, но они почти не предлагают альтернативных занятий.
Важный фактор состоит в том, что «цифровые дети» удовлетворяют потребность в самоактуализации еще и за счет производства собственного контента в соцсетях. Чуть ли не каждый второй подросток хочет быть лидером мнений или блогером, свидетельствуют опросы.
Кстати, родители к блогерству относятся сложно. Согласно исследованиям ВЦИОМа (2022), каждый пятый россиянин положительно относится к тому, что некоторые интернет-блоги ведут дети, в том числе вместе с родителями (22%), несколько больше россиян (32%) ответили, что относятся отрицательно, а 40% опрошенных – безразлично. Участие в создании блогов приносит детям больше вреда, чем пользы, – так считают 37% наших сограждан. А 30% полагают, что это приносит вред и пользу в равной степени. Полезность блогерства родители видят в том, что для детей это форма познания и развития (40%), развитие коммуникативных навыков, способ заработка, самовыражение и творчество.
Любопытная международная статистика существует на этот счет. В 2019 году исследователи из американской аналитической компании Harris Insights & Analytics опросили 3 тыс. ребят из США, Великобритании и Китая – хотят ли они стать космонавтами? Положительно на вопрос ответили лишь 11% британских и американских детей. Остальные признались, что хотят быть блогерами. А вот у китайцев наоборот: 56% ребят хотели бы стать космонавтами, а блогерами – лишь 18% опрошенных. А интернет есть у тех и других. Разница лишь в том, что проповедуют им взрослые.