Китайские школьники готовятся к гаокао (аналог ЕГЭ). Фото Reuters
Началась кампания ЕГЭ-2023. На момент выхода материала выпускники сдадут географию, литературу, химию и русский язык. Первые экзамены, по сообщению пресс-службы Рособрнадзора, прошли в штатном режиме. Результаты скоро будут известны. Самое время вспомнить, что было во время выпускной кампании в прежние годы и только ли это российская головная боль – период сдачи единого государственного экзамена.
Те, кто отслеживает судьбу единого госэкзамена, наверное, вспомнят, сколь накаленной была обстановка вокруг экзамена в 2013–2015 годах. Если верить официальной статистике, то в 2013 году стобалльников по ЕГЭ «случилось» рекордное количество – 10 029 человек. Годом ранее их было 3569 человек. А до этого – еще меньше. В этом росте не было ничего удивительного, если связать историю со скандалами того времени.
В России разные часовые пояса и при наличии примерно одинаковых вариантов ЕГЭ для всех школьники, проживающие на Дальнем Востоке, получают информацию намного раньше. В общем, через социальные сети были обнародованы ответы на вопросы ЕГЭ. Администраторы соцсети, конечно, ограничили доступ более чем к 70 группам с ответами, но время было упущено. Утечка все-таки произошла. Ее официально признал Рособрнадзор. Хотя вскоре за этим признанием пошли разъяснения от ведомства, что на ход экзамена это никак не повлияло… Все последующие годы Рособрнадзор более интенсивно работал над техникой безопасности ЕГЭ.
Проблема эта, кстати, не исключительно отечественная. Многие страны озабочены тем же. Сотрудники лаборатории образовательного права Института образования НИУ «Высшая школа экономики» провели сравнительный анализ по другим странам и выяснили, что во многих государствах ЕГЭ очень тщательно охраняется. И коллектив разработчиков экзамена чаще напоминает либо тайное общество, либо временный режимный объект – с усиленной охраной, неразглашением информации и особым контролем входа и выхода.
Например, в Южной Корее формированием заданий университетского теста академических способностей (College Scholastic Ability Test – CSAT) занимаются 300 авторов, выбираемых тайно – учителя и университетские профессора. Их собирают в охраняемом месте примерно за месяц до экзамена. Все средства связи с ними отключаются. Задания разрабатываются под охраной полиции и разведки. Дело в том, что престижных университетов, куда мечтают попасть выпускники, в стране три – Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе. В них поступает мизерная часть выпускников. Так что экзамен решает все.
В Китае в период сдачи экзамена начинается кампания по борьбе с продажей специальных устройств, помогающих сдать экзамен. Наибольшей популярностью пользуются беспроводные наушники и крошечные приемники, которые довольно трудно обнаружить. Скандалы, связанные с нарушениями, на экзамене если и случаются, то за это «летят» головы чиновников.
Интересно, что, согласно выводам аналитиков из ВШЭ, к выпускникам в РФ относятся лояльней, чем в других странах. Не везде детям за рубежом дают дополнительное время для подготовки к экзамену. Если в России между экзаменами есть интервал в несколько дней, то во Франции экзамены могут идти один за другим. Или даже в один день. И итоговая оценка там формируется непрозрачно, на основе сложных подсчетов с коэффициентами.
А вот еще несколько фактов по доступности экзамена. Американские экзамены – это две конкурирующие системы SAT (Scholastic Aptitude Test) и ACT (American College Testing) тоже довольно преклонного возраста. Первая система была введена в 1901 году, вторая – в 1959-м. Обе системы прокладывают учащимся дорогу в вуз, но на одних территориях предпочитают SAT, на других – ACT. Однако если в России ЕГЭ бесплатны, то американские учащиеся платят за экзамены. Хотя детей из бедных слоев населения могут принять и бесплатно.
Интересно отметить, что озабоченность подготовкой школьника к ЕГЭ характерна не только для РФ. Российские семьи инвестируют в подготовку детей к ЕГЭ – курсы, занятия с репетиторами, онлайн-школы – немало сил и средств. Похожая картина и в Китае. Так как экзамен в Поднебесной проводится в специальных центрах сдачи. В случае если семья проживает далеко от этого места, она готова переехать в отель рядом с экзаменационным пунктом. Лишь бы ребенок сдал хорошо. Порой родители даже готовы уволиться с работы, чтобы помочь выпускнику учиться.
Еще один аспект сравнения – наличие альтернативных источников экзамена. В Бразилии наряду с ENEM (Exame Nacional do Ensino Medio – Национальным экзаменом в средней школе) – основным механизмом доступа к высшему образованию существует и внутренний вступительный экзамен в вузы. Такие экзамены предусмотрены в самых престижных государственных университетах. В России существует похожая практика в ряде вузов.
Но некоторые страны вовсе упразднили единый экзамен. Индонезия, например, с 2020 года отказалась от Национального экзамена (UN). Поводом послужила пандемия COVID-19, но, по сути, претензии вызывал сам экзамен. Так что к системе UN решили не возвращаться.
Помочь ученику ощутить себя не зависимым от экзамена постарались в Новой Зеландии. Там итоги рассматривают в том числе в разрезе трудоустройства. У главного документа, Национального сертификата об образовании (NCEA, National Certificate of Educational Achievement), есть три уровня. Первый (NCEA 1) аналогичен российскому ОГЭ – он доказывает получение основных знаний по предмету. И только третий уровень, NCEA 3, дает возможность поступать в университеты Новой Зеландии.
А в целом от введения единых экзаменов все страны страдают одинаково. Среди болевых точек – зубрежка, концентрация на профильных предметах в ущерб другим дисциплинам и дорогостоящие репетиторы.