0
12653
Газета Образование Печатная версия

17.05.2023 18:07:00

Высшее образование перевели в пилотный режим

Ректоры участвующих в эксперименте университетов соскучились по определенности

Тэги: высшее образование, профобразование, уровни, изменение, пилотный проект, образовательные стандарты


высшее образование, профобразование, уровни, изменение, пилотный проект, образовательные стандарты Фото freepik.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о реализации с 2023 по 2026 учебный год пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Переход на трехступенчатую систему высшего образования протестируют в шести вузах: в Московском авиационном институте, Университете науки и технологий МИСИС, Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), Балтийском федеральном университете, Петербургском горном университете и Томском госуниверситете.

Пилотный проект предусматривает следующие уровни высшего образования: базовое высшее, специализированное высшее, а также один уровень профессионального образования – аспирантуру. На уровне специализированного высшего образования будут реализованы программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Срок освоения программ будет составлять: для базового высшего образования – от 4 до 6 лет; для специализированного высшего образования – от года до 3 лет.

Университеты, которые переходят на трехступенчатую систему, должны до 30 июня разработать и утвердить образовательные стандарты по новой системе высшего образования. Также президент поручил правительству в течение двух месяцев определить порядок перераспределения контрольных цифр приема на обучение для университетов – участников проекта.

Напомним, до отмены Болонской системы высшего образования в РФ были: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), аспирантура (не менее 3 лет). Новая система будет апробирована в рамках пилотного проекта: в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Московском авиационном институте (национальный исследовательский университет), в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС, Московском педагогическом государственном университете, Санкт-Петербургском горном университете, в Национальном исследовательском Томском государственном университете.

«Главная ценность указа в том, что он устанавливает базовое высшее образование, – заявил «НГ» ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов. – Надеюсь, что будет и единый учебный план. Это поможет расширить узкие места современного высшего образования. На сегодняшний момент, напомню, перевод из одного вуза в другой крайне проблематичен, начиная уже со второго курса. Причина – несовпадение учебных планов. Я надеюсь, что будет оставлено ядро в программе, и это ядро будет примерно равным практически во всех вузах, как это и было во времена СССР».

Кроме того, Владимир Зернов подчеркнул: «Радует, что отдельно выделено специализированное высшее образование и то, что его срок определен от 1 до 3 лет. И мы тогда сможем, например, эффективно решить проблему с айтишниками. Мы их будем готовить в магистратуре за 1–1,5 года, а не за 2–3. Цель такой подготовки – максимально быстро насытить рынок».

Что не совсем устраивает? Маленькое количество участников в пилотном проекте, всего шесть вузов. «Мне кажется, что этого недостаточно для такого серьезного проекта, – отметил в беседе с «НГ» Зернов. – Возможно, было бы правильней, если бы их было несколько десятков. То, что будет обобщение результатов, как об этом объявлено, – это хорошо. И есть надежда, что этот пилот через год уже будет внедрен в результате в систему высшего образования по всей стране».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС, считает, что указ «расширит возможности для студентов и будет гарантировать их востребованность на рынке труда. У выпускников специалитета появится возможность обучаться в магистратуре нового типа на местах, финансируемых из средств федерального бюджета». По мнению ректора БФУ имени Иммануила Канта Александра Федорова, постепенный переход к трехступенчатой модели является важным шагом к созданию более гибкой системы подготовки кадров с учетом запросов представителей различных отраслей экономики, разным уровнем сложности и сочетанием фундаментальной и прикладной подготовки. Их слова приводит сайт госпрограммы «Приоритет-2030».

По словам Федорова, Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки. Срок обучения на базовом уровне увеличится до пяти лет, по некоторым педагогическим программам – до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.

Отдельным уровнем образования становится аспирантура. Здесь – два трека: научный и преподавательский. Первый включает в себя научно-исследовательскую практику в лабораториях и научных центрах. Объем практики будет увеличен за счет исключения части дисциплин из учебной нагрузки. Второй трек предназначен для аспирантов, ориентированных на преподавательскую карьеру.

«Особым уровнем профессионального образования становится аспирантура с главной задачей – подготовкой диссертационных исследований. В этом решении мы видим, с одной стороны, возврат к проверенной временем модели подготовки специалистов со сроком обучения пять лет и традиционному пониманию задач аспирантуры как формы последипломного образования. В то же время свое место в новой структуре займет магистратура как специализированная подготовка. Достоинством является также сохранение вариативности образовательных программ и расширение прав вузов по определению их содержания и сроков обучения», – прокомментировал актуальность нововведений ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

В общем, ректоры приходят к мнению, что, по сути, речь идет даже не о его реформе, а о всестороннем формировании системы высшего образования, полностью ориентированной на национальные интересы страны. 


Читайте также


Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9986
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8169
Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
9989
Для России нашлись плюсы в потеплении климата

Для России нашлись плюсы в потеплении климата

Ольга Соловьева

Изменение глобальных температур дает стране шанс на расширение экспортных потоков

0
2680

Другие новости