0
10129
Газета Образование Интернет-версия

03.05.2023 15:19:00

Унифицированная мораль для педагогов

Зачем нужен этический кодекс учителя и возможно ли его создать

Тэги: учитель, школа, общество, рпц, этика, религия


учитель, школа, общество, рпц, этика, религия Искреннее уважение к учителю становится все более редким явлением в российской школе. Фото РИА Новости

В России необходимо создать этический кодекс учителя, заявили в патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Такие документы есть у врачей, у социальных работников, у психологов. Но как действовать, общаться со всеми участниками образовательного процесса, учитель для себя определяет сам.

В РПЦ считают, что этический кодекс поможет учителям разрешать конфликты и повысит качество образования. Документ предлагают включить в федеральный закон об образовании.

«Считаем, что сегодня назрела острая необходимость разработки и утверждения, условно говоря, документа под названием «Обещание российского педагога» – по аналогии с клятвой Гиппократа, включив его в федеральный закон об образовании, которое послужит в установлении высоких стандартов профессиональной этики среди педагогов», – заявил председатель патриаршей комиссии Федор Лукьянов.

«Учитель, не имеющий основ морали и нравственности, не может быть воспитателем детей и молодежи. Ошибки педагога будут видны в будущем. В связи с этим предлагаю обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога. Разработка должна начинаться с осознания значимости этого вопроса, обсуждения его среди коллег, это большая работа», – отметил Лукьянов на заседании рабочей группы комитета Госдумы по просвещению.

Он добавил, что создание единого этического кодекса позволит «унифицировать подход» к решению этических проблем и конфликтов, поможет педагогам принять правильное решение в сложной ситуации. Также это будет важным шагом в повышении качества образования.

Вопрос этического кодекса для педагогов – тема не только сегодняшнего дня. Дискуссии о нем начались еще в 2006 году, а сам «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» увидел свет в 2014 году. По своему содержанию это был не какой-то «революционный» закон, а скорее документ, собирающий все имеющиеся правила, прописанные в Конституции РФ, законе «Об образовании» и Трудовом кодексе.

Практически сразу после его выхода попытки работы над этическим кодексом продолжились, потому что сама жизнь стала подбрасывать случаи, когда не только администрации школ, но и юристы затруднялись в оценке произошедшего с учителем инцидента. Можно привести здесь уже известный пример, когда родители неоднозначно восприняли фото учительницы-спортсменки в купальнике на турнике. И сильно возмутились. Учительница предала огласке этот факт, и по стране прокатился флешмоб учителей в купальниках под девизом «Учителя тоже люди».

А вот совсем недавние примеры, апрель 2023 года. В начале месяца екатеринбуржцы «перемалывали» скандал с учителем, которого уволили после откровенной переписки с 13-летней школьницей.

А теперь разгорается другой скандал – из-за увольнения учительницы из школы-интерната № 10 для особенных детей по п. 8 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы). Причиной стали публикации в социальной сети на личной странице педагога. Об этом сообщает местный портал E1.RU со ссылкой на саму учительницу. Педагог выкладывала фото с детьми, которых водила в походы, музей, на экскурсии и т.д. А рядом шли посты о личной жизни учительницы: ее фото с танцев, из ресторанов и т.п. Директору школы, со слов учительницы, это не понравилось. Одна из мам учеников тоже пожаловалась на учительницу, заявив, что не давала согласия на размещение фото своего ребенка с особенностями здоровья.

И снова вопросы: есть ли криминал в том, что педагог размещает в соцсети фотографии из ресторанов? А что насчет сообщений о своей работе? Имеет ли она право рассказывать о ней? А размещать фото со своей работы?

Кстати, это как раз те темы, которые волнуют сегодня многих учителей и родителей. И «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» им ответа на эти вопросы не дает. Оно почти не отличается от существующих уже документов текстуально, разве что туда добавлены пункты, касающиеся поведения учителя в интернете и внешнего вида педагога.

Кстати, закон не может предписать педагогу: вот здесь пиши только о личном, только для друзей. Традиционно эти вопросы находятся в сфере этики. И в таком случае этический кодекс, о котором сегодня говорят, скорее всего нужен.

Поможет ли педагогу этический кодекс справиться с буллингом в свой адрес? По словам Федора Лукьянова, особое внимание надо обратить на защиту педагогов от противоправного поведения учеников. Он предлагает рассмотреть возможность ужесточения ответственности родителей за неправомерное поведение детей в школе «в виде административного штрафа». Действительно, по официальной статистике, с регулярным психологическим давлением со стороны учеников сталкивались 70% учителей в России. Большинство из них очень тяжело воспринимают подобного рода агрессию и ограничены в способах борьбы с ней из-за своего положения и слабой правовой защищенности.

В апреле министр просвещения РФ Сергей Кравцов подтвердил, что в Год педагога и наставника (2023 год) идет обсуждение закона о статусе учителя. Кроме того, выдвинут законопроект о наставничестве и есть предложение принять «Профстандарт наставника».

Министр также ответил на вопрос, очень волнующий педагогов. Не секрет, что провоцирующим фактором для обострения конфликтов в школе служат гаджеты. Любимое занятие скучающего подростка – спровоцировать взрослого и снять его реакцию на видео. Затем выложить видео с разъяренным педагогом в сеть и получить цепную реакцию скандала: с участием родителей, педагогов и администрации школы. А еще с включением в эту историю ТВ, СМИ, прокуратуры, детского омбудсмена и т.д.

Но… Отнять гаджет у школьника невозможно. На предложение запретить гаджеты в школе министр Кравцов ответил уклончиво: «Мы с вами учились, когда никаких возможностей незаметно что-то снять в классе не было. Но тогда, в советской системе образования, было и воспитание на другом уровне, и доверие, и должное уважение к учителю. Если сегодня возникает спорная ситуация, должны, конечно, подключаться директор школы, завуч по воспитательной работе. Если идет превышение полномочий, то соответствующие выводы должны быть сделаны. Но если идет намеренное давление на учителя, то мы обязаны учителя защитить и поддержать. На мой взгляд, этот вопрос надо серьезно обсуждать и с психологами, и с правоохранительными структурами».

В общем, все упирается в этическую сторону вопроса. Насколько хватит у учителя такта, ума и морали противостоять провокациям подростков.


Читайте также


Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
493
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
863
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
473
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
1706

Другие новости