0
12350
Газета Образование Печатная версия

26.04.2023 18:10:00

Школьники пока не могут представить себе карьеру без университетских "корочек"

Отроки во вселенной профессий

Тэги: школьники, профессии, предпочтения, вуз, диплом, работа, трудоустройство


школьники, профессии, предпочтения, вуз, диплом, работа, трудоустройство Ближе к старшим классам школьники больше тяготеют к инженерному делу и техническим наукам. Фото агентства «Москва»

Эксперты проекта «Билет в будущее» и компания «Профилум» выяснили, каким профессиям отдают предпочтения ученики 6–11-х классов, какой уровень образования они считают достаточным и как узнают об особенностях профессий. Эксперты исследовали выбор 615,3 тыс. учеников 6–11-х классов.

В топ-15 из предложенных 400 профессий вошли, в частности: программист, специалист по работе с данными, разработчик пользовательских интерфейсов, инженер по автоматизации, графический дизайнер, художник, повар, актер, дизайнер одежды, спортсмен, мастер маникюра, психолог, архитектор, косметолог... Вывод очевиден: в 6–7-х классах школы ученики выбирают чаще всего профессии, связанные с культурой и искусством.

Тому есть несколько причин, в том числе и психологического порядка. Например, даже такая: зачастую родители, объясняют психологи, невольно транслируют ребенку свой негативный опыт. «Мне не повезло с работой, – внушают родители. – Я не очень ее люблю. Хотя не могу и бросить, потому что нужны деньги». У ребенка возникает ощущение, что работа – это что-то нехорошее, и люди на ней страдают. Поэтому юному существу хочется праздника. И это ощущение в юности как раз вызывают профессии, связанные с искусством.

Если проанализировать этот топ-список более внимательно, то в нем обнаруживаются профессии, вызывающие вопросы взрослых. Эти новые профессии «из интернета» способны даже вызвать у родителей сопротивление: «Backend-разработчик, data scientist, frontend-разработчик, devOps-инженер… А это что еще за ерунда такая!» Дети же в них, как ни странно, неплохо разбираются. Если же разобраться, что стоит за этой «профессией будущего», то там скрывается понятная и известная любому взрослому деятельность в конкретной области. Просто у нее в данном случае появляется окрашенная временем дополнительная нагрузка.

Например, уже известных всем программистов часто просят переустановить Windows, а сисадминов (тоже уже понятных) – написать какую-нибудь программу. Профессия, представители которой могут и написать, и переустановить, восходит к названию DevOps-инженер. Термин появился из слияния двух слов: development и operations, то есть «разработка» и «администрирование».

Ближе к 8–11-м классам школы, как показывают нам опросы «Профилум», ученики больше тяготеют к инженерному делу, созданию новых технологий и техническим наукам. И это тоже понятно, потому что здесь уже вступают в игру профориентационная работа школы.

На интерес молодых к профессии инженера делает ставку и правительство. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину, Минтруду, Минюсту и Минэкономразвития подготовить план по увеличению бюджетных мест в вузах по инженерно-техническим направлениям и наиболее востребованным медицинским специальностям. Ведомства должны представить свои предложения до 1 июня, сообщается на сайте правительства. Кроме того, предполагается, что Минфин, Минтруд, Минюст и Минэкономразвития разработают предложения по повышению привлекательности программ вузов на инженерно-технические специальности.

Из опроса «Профилум» также следует, что 19% респондентов считают, что для успеха в карьере важен только диплом о высшем образовании, причем – по любой специальности. А имея на руках «корочки» о высшем образовании, можно будет устроиться на любую работу. То есть это уже старая проверенная стратегия: сначала диплом, потом работа.

В этой связи любопытен выявленный топ-3 мифов и заблуждений: «Все айтишники много зарабатывают», «С корочками ВШЭ тебя возьмут в любую компанию», «В колледжи идут одни двоечники».

Очень важный, дающий богатую информацию к размышлению вопрос: какой уровень образования ученики считают достаточным? Исследователи опросили 24258 учеников 6−11-х классов (в выборке 41% опрашиваемых еще не определились с профессией). Итак… 6–7-й классы: 21% выбирают колледж, 22% – бакалавриат, 13% – магистратуру. 8–9-й классы: 25% выбирают колледж, 24% – бакалавриат, 14% – магистратуру. 10–11-й классы: 11% выбирают колледж, 34% – бакалавриат, 21% – магистратуру.

Примечательно, дети уходят после 9-го класса из школы (25%) по разным причинам. Первая и самая очевидная: не могут осилить школьную программу. Так сказать, закоренелые двоечники. Уходят, потому что родители не могут оплатить услуги репетиторов, а знания какие-то есть, но для поступления в вуз недостаточны. Иногда уходят, потому что друзья-одноклассники решают уйти в колледж: школьная дружба – дело серьезное. Уходят, потому что не считают высшее образование важным. Правда, таких меньше всего. Наконец, уходят, потому что семья как социальный институт вообще переживает не лучшие времена. И в таком случае ранний выход вчерашнего школьника на рынок труда – уже необходимость. 


Читайте также


Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
1837
Президент, морально необходимый Государству Израиль

Президент, морально необходимый Государству Израиль

Александр Локшин

150 лет назад родился Хаим Вейцман

0
3312
Компания Эн+ вошла в число лучших работодателей России

Компания Эн+ вошла в число лучших работодателей России

Василий Столбунов

0
3208
Временная платформенная занятость имеет существенные минусы

Временная платформенная занятость имеет существенные минусы

Михаил Сергеев

Непостоянная работа чревата потерей доходов и неустроенностью в семье

0
3865

Другие новости