0
9746
Газета Образование Печатная версия

12.04.2023 17:30:00

Будущих инженеров отпугивает ЕГЭ по физике и математике

Число вариантов решения кадровой проблемы с технарями продолжает множиться

Тэги: вузы, инженерные специальности, поступление, экзамены, егэ, инженерное образование, концепция


вузы, инженерные специальности, поступление, экзамены, егэ, инженерное образование, концепция Академики Александр Сергеев, Виктор Садовничий и глава Минпроса Сергей Кравцов счастливчики – они окончили школу до начала эксперимента с ЕГЭ. Фото с сайта www.edu.gov.ru

Губернатор Тульской области, председатель комиссии Государственного совета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин предложил расширить возможности для поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. «Некоторые (школьники. – «НГ») увлекаются физикой и математикой, но считают, что проще сдать ЕГЭ по гуманитарным предметам, чем по техническим. Статистика показывается, что снижается число инженеров. В связи с этим предлагаю разрешить поступать в вузы не только по результатам госэкзамена, но и по экзаменам самих вузов», – сказал Алексей Дюмин.

Если следовать логике заявления, то речь идет о том, чтобы упростить поступление в вузы на инженерные и технические специальности. ЕГЭ по математике, физике и информатике сдать сложно, поэтому нужно разрешить вузам самим принимать экзамены на эти специальности. Но в этом случае не исключен вариант, когда вузы, в которых наблюдается хронический недобор на инженерные специальности, получат возможность брать практически всех, кто подает документы на поступление.

Это, конечно, заманчиво для абитуриентов. Известна зарубежная практика, когда в вузы принимают всех без исключения, а потом по мере обучения в вузе неуспевающие студенты отсеиваются. И это может быть весьма значительная часть. Но если в России брать «всех подряд» на бюджет, то это станет скорее всего расточительством.

Проблема с подготовкой будущих инженеров у нас начинается еще в средней общеобразовательной школе. И зависит от многих факторов, включая подготовку педагогов, мотивацию детей, изначальную ориентацию школьников на сдачу ЕГЭ. Кстати, по заявлению ректора Московского физико-технологического института (НИУ МФТИ) Дмитрия Ливанова, время, запланированное на изучение физики в школе, за последние 30 лет уменьшилось на 30%, а количество физматклассов за последние четыре года сократилось с 7 до 3 тыс. В 2/3 школ физике уделяют недостаточное внимание, а ее углубленное изучение можно найти лишь в 3% школ. И, как признаются ректоры, в вузах потом приходится тратить чуть ли не целый год, чтобы выровнять исходные знания внутри студенческих групп.

К концу 2023 года планируется выход окончательного варианта «Концепции по развитию инженерного образования в России». Ректоры вузов совместно с министерствами (Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ) должны выработать документ, устраивающий всех. Кроме того, должна увидеть свет Концепция преподавания физики в школах. Сегодня количество выпускников школ, выбирающих физику для сдачи на едином госэкзамене, уменьшается и снижается средний балл ЕГЭ по этому предмету.

Министр просвещения Сергей Кравцов предложил, чтобы выпускники школ при поступлении на инженерные направления подготовки предоставляли результаты ЕГЭ по профильной математике, физике и информатике (то есть не в качестве альтернативы, а всё вместе). Есть также предложения включить в формирующуюся концепцию «Расширение сети профильных математических классов по физике и подготовка современного экспериментального практикума по этому предмету с необходимым дооснащением школ». Учителям предлагаются переподготовка и курсы повышения квалификации.

По мнению авторов концепции, это позволит «сформировать устойчивый приток заинтересованных абитуриентов с достаточным уровнем базовой подготовки на программы естественно-научного и инженерно-технического профиля в вузы для подготовки кадров, обеспечивающих импортонезависимость страны в критических технологических сферах». Для исправления ситуации с подготовкой инженерно-технических кадров Минобрнауки планирует также расширить практику применения механизма целевого обучения в вузах по инженерным специальностям.

Если в вуз будут принимать «не только по результатам ЕГЭ», то это может означать нарушение главного принципа независимого экзамена – анонимный прием, который исключает кумовство и прочие издержки устного приема. В то же время абсолютно понятно, почему сделано такое предложение.

Характерный пример – судьба нынешнего ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. На мехмате МГУ, куда он поступал, экзамены принимала комиссия. И среди прочих абитуриенту задали уравнение с логарифмами. Логарифмы будущий математик не знал. В его вечерней школе до логарифмов не дошли. Виктора Садовничего спросили, а знает ли он показательную функцию, обратную к логарифму. Будущий студент сказал, что, конечно, знает. Дальше ему начали задавать очень трудные задачи, и он все решал, преобразуя логарифмы в обратную функцию. В общем, если бы Виктор Садовничий сдавал ЕГЭ и там был бы раздел про логарифмы, ему бы точно поставили за работу «ноль».

А вот контрпример из биографии нынешнего министра просвещения РФ Сергея Кравцова, о которой он поведал в эфире федерального телеканала. У будущего министра была мечта стать детским врачом, и в 9–10-м классах Сергей Кравцов работал санитаром в детской больнице. Тогда была такая возможность – поработать два года и поступить в медицинский. Но, несмотря на это, рассказал Сергей Кравцов, в приемной комиссии родителям сказали, «сколько будет стоить поступление, а у его родителей таких денег не было». В итоге молодой человек пошел в педагогический. Сегодня Сергей Кравцов считает, что, если бы был ЕГЭ в то время, когда он поступал, его мечта бы сбылась. 


Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
16431
Что делать оппозиции на цифровых выборах

Что делать оппозиции на цифровых выборах

Бойкот электронного голосования становится тупиковой стратегией

0
8675
Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Наталья Савицкая

Новая стратегия развития образования обещает прорыв в разрешении болезненных проблем системы

0
21270
Канада больше не считает Арктику регионом "низкой напряженности"

Канада больше не считает Арктику регионом "низкой напряженности"

Наталья Вяхирева 

Страна готова расширять свое присутствие на Севере в союзе с США и Гренландией

0
7220

Другие новости